Грациозный, вытянувшийся, словно капля под набегающим потоком воздуха, Jaguar XJ великолепен даже под свинцовыми тучами. А когда ты садишься за руль… Грациозный, вытянувшийся, словно капля под набегающим потоком воздуха, Jaguar XJ великолепен даже под свинцовыми тучами. А когда ты садишься за руль… — Через километр, за перегибом, будет отличный поворот: широкий, крутой и просматриваемый. Подержи подольше кнопку — система стабилизации отключится полностью! Заметьте, не я это предложил, а человек из Ягуара! Потому что он уверен: шасси не подведет. Ведь пятиметровый седан не только выглядит как купе, но и едет фантастически. Полная гармония формы и содержания! На заднем диване длиннобазной версии «икс-джея» я усидел недолго — хотя под покатой кэлламовской крышей можно чудесно коротать время в компании с… Можно и с ноутбуком. Тепло переливается лакированное дерево, сквозь стеклянную крышу поблескивают звезды… Уютно. Хотя ты не отрезан от окружающего мира: сквозь шумоизоляцию различим уличный гул и рокот мотора, подвеска докладывает о состоянии дорожного покрытия, а шины — о шершавости асфальта. А в короткобазной машине (минус 125 мм свободы для ног) сидишь примерно как в хэтчбеке Porsche Panamera. И оснащения минимум: даже шторки на дверях надо поднимать вручную.Нет, как и в случае с Porsche, здесь лучше спереди. От былой чопорности осталась лишь узкая деревянная полоска под лобовым стеклом. Два мощных раструба воздуховодов в центре, позаимствованная у седана XF выезжающая рифленая шайба управления «автоматом» и бирюзовая иллюминация. Смело! И по-английски стильно. Моторов для флагманского Ягуара фактически два. Во-первых, уже знакомая по седану XFR пятилитровая V-образная «восьмерка» с непосредственным впрыском бензина: в атмосферной версии она развивает 385 л.с., а с приводным нагнетателем Eaton — 470 или 510 л.с. в зависимости от варианта форсировки. А во-вторых, шестицилиндровый трехлитровый дизель с двойным последовательным наддувом, выдающий на-гора аж 275 л.с. В трехлитровом классе мощнее только 306-сильный битурбодизель на BMW 740d. По расчетам англичан, 85% «икс-джеев» в Европе будут дизельными. А вот основным покупателям, американцам, предложат только бензиновый мотор. Но Россия — не Америка, и дизель будет и у нас.А почему бы и нет? Шумит он не громче лазерного принтера, вибрирует еще меньше. Пока ты поглаживаешь подошвой педаль газа и «автомат» не дает раскрутить мотор выше 2000 об/мин, трудится одна турбина, старательно меняя геометрию направляющего аппарата в зависимости от нагрузки. Выходит экономно, по борткомпьютеру — чуть меньше 10 л/100 км. А если наступить на газ по-взрослому, если раскрутить мотор? Теперь начиная с 2800 об/мин включается в работу вторая турбина с жесткой фиксацией лопаток, причем этот процесс происходит абсолютно незаметно. А динамика из разумной становится достаточной: 6,4 с до сотни! Без надрыва, без пафоса. Мешает разве что задемпфированность откликов в режиме Drive. Но все вопросы снимает Sport. А если охота пуще неволи, то можно и самому перебирать передачи подрулевыми лепестками. Причем номер текущей передачи загорается, как счет на табло: аршинные цифры на несколько секунд заполняют собой весь кругляш слева от спидометра. Не забудешь!Безнаддувный бензиновый XJ дарит еще больше эмоций. Он на 0,7 с быстрее дизельного в спурте до 100 км/ч, а после 4000 об/мин и вплоть до отсечки возле семи тысяч XJ V8 рычит, как настоящий хищник семейства кошачьих. Жаль, что в этот раз не было компрессорных машин! Тогда бы вкус великолепного шасси раскрылся полнее. Несмотря на полтора центнера прибавки в снаряженной массе за счет оснащения (1755 кг против 1609 кг в сравнении со старым короткобазным автомобилем), несмотря на упрощение конструкции (в передней двухрычажке пневмоэлементы заменили пружинами) и частичную унификацию по деталям подвески с седаном XF, новый Jaguar XJ едет ничуть не хуже старого. Проворству, с которым он облизывает извивы деревенских дорожек, теперь может позавидовать даже BMW. А как мягко, истинно по-кошачьи он уходит в занос, как плавно стабилизируется на выходе!При этом никаких рысканий на прямой, никаких прыжков в сторону на неровностях. А ведь у электронноуправляемых амортизаторов Bilstein есть еще режим Dynamic. Антураж для него создается соответствующий. После нажатия кнопки с гоночным клетчатым флагом кайма виртуальных шкал приобретает страстный алый окрас, а электромоторы выбирают слабину ремней безопасности. Как будто перед ответственным допом ты сам подтянул «сбрую». Клапаны амортизаторов зажимаются сильнее, и теперь XJ кренится еще меньше, еще решительнее атакует повороты, а намеки на диагональную раскачку и вовсе исчезают. Плавность хода, как ни странно, тоже улучшается: на волнах XJ перестает напоминать покачивающуюся лодку, а легкие тычки на мелких неровностях не становятся сильнее. Причем редкий случай — длиннобазный XJ ничуть не менее проворен, чем «короткий», но ожидаемо комфортнее. Эх, этому бы Ягуару еще и полный привод… Вот был бы достойный соперник для Панамеры! Но Jaguar — маленькая компания. Денег нет не то что на разработку полноприводной трансмиссии, но даже на адаптацию восьмиступенчатых «автоматов» ZF (хотя старый шестиступенчатый «автомат» ZF 6HP28 на «икс-джеях» настроен великолепно и переключается образцово мягко). А тут еще рецессия: дебют седана ХF лишь сгладил кривую падения — за прошлый год продажи снизились на 10%. И без того огромный разрыв с большой немецкой тройкой продолжает увеличиваться.Но… Mind the gap! Дословно: «Помни о разрыве». Этот призыв преследует всякого, кто приедет в Лондон. Он всюду: в тамбуре авиаэкспресса, на железнодорожных платформах и в вестибюлях метро.Mind the gap! И ты инстинктивно приподнимаешь ногу повыше и делаешь шаг шире обычного — ступеньки высоких бордюрных камней и капкан зазора между вагоном и платформой тебе уже не страшны.Новый Jaguar XJ, стремительный и грациозный — это такая же частичка Англии, как и бордюрные надписи Лондона. Mind the gap! И не обращай внимания на мелочи. Какая тебе разница, сколько машин продают Audi, BMW и Mercedes — и сколько Jaguar? Шире шаг! И неважно, что дизельный короткобазный XJ стоит те же три с половиной миллиона рублей, что и BMW 730d, а 510-сильный длиннобазный Jaguar XJ Supersports за почти шесть миллионов лишь на 1,8 миллиона доступнее, чем 500-сильная Panamera Turbo. Ведь Jaguar дает тебе то, что все реже встречается у современных автомобилей: полное соответствие формы и содержания. Гармонию.| Паспортные данные ||||| |Автомобиль ||Jaguar XJ ||| |Модификация ||V6 Diesel |V8 |V8 Supercharged | |Тип кузова ||седан ||| |Число мест ||5 ||| |Размеры, мм |длина |5122 /5247\||| |ширина |1894 ||| |высота |1448 ||| |колесная база |3032/3157\ ||| |колея передняя/задняя |1626/1604 ||| |Коэфф. лобового аэродинам. сопр., Сх ||0,29 ||| |Снаряженная масса, кг ||1796/1813\|1755/1773\ |1892/1915\| |Полная масса, кг ||2365/2365\ |2300/2335\|2365/2390\ | |Двигатель ||дизельный, с двойным последовательным турбонаддувом |бензиновый, с непосредственным впрыском|бензиновый, с непосредственным впрыском и механическим нагнетателем | |Расположение ||спереди, продольно |спереди, продольно |спереди, продольно | |Число и расположение цилиндров ||6, V-образно |8, V-образно |8, V-образно | |Рабочий объем, см? ||2993 |5000 |5000 | |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм ||84,0/90,0 |92,5/93,0 |92,5/93,0 | |Степень сжатия ||16,0:1 |11,5:1 |9,5:1 | |Число клапанов ||24 |32 |32 | |Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин ||275/202/4000 |385/283/6500 |470/346/6000—6500 (510/375/6000—6500)\\ | |Макс. крутящий момент, Нм/об/мин ||600/2000 |515/3500 |575/2500—5500 (625/2500—5500)\\ | |Коробка передач ||автоматическая, 6-ступенчатая ||| |Привод ||задний ||| |Передняя подвеска ||независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах ||| |Задняя подвеска ||независимая, пневматическая, многорычажная ||| |Передние тормоза ||дисковые, вентилируемые ||| |Задние тормоза ||дисковые, вентилируемые ||| |Максимальная скорость\\\, км/ч ||250 |250 |250 (250) | |Время разгона 0—100 км/ч, с ||6,4 |5,7 |5,2 (4,9) | |Расход топлива, смешанный цикл, л/100 км ||7,0 |11,4 |12,1 (12,1) | |Выбросы CO?, г/км смешанный цикл ||184 |269 |289 (289) | |Емкость топливного бака, л ||82 |82 |82 | |Топливо ||дизтопливо |бензин АИ-95 |бензин АИ-95 | |\ Для длиннобазной версии \\ Данные в скобках — для 510-сильной модификации \\\* Ограничена электроникой|||||Scriptio: Юрий Ветров. Затянувшийся экспериментЗа все время производства Jaguar XJ был выпущен почти миллионным тиражом, разделенным на восемь серий, хотя на самом деле сейчас появилось лишь четвертое поколение. История «икс-джея» началась в 1968 году. К тому времени в модельном ряду компании Jaguar присутствовали седаны четырех типоразмеров длиной от 4,6 до 5,1 м, но еще в первой половине шестидесятых тогдашний директор компании Уильям Лайонс заложил проект новой четырехдверной модели, получившей внутризаводское обозначение XJ — eXperimental Jaguar («экспериментальный Jaguar»). За все время доводки и испытаний этот индекс настолько привязался к машине, что его решили сохранить и для серийной модели, добавив лишь цифру «6» — по количеству цилиндров в двигателе. Седан Jaguar XJ6 дебютировал в сентябре 1968 года и заменил собой сразу три « младшие» модели. Технически новичок был развитием модели Jaguar 420 (полностью независимая подвеска, дисковые тормоза на всех колесах, шестицилиндровые моторы заслуженного семейства XK, механические и автоматические коробки передач), но радикально отличался более низким, легким и строгим кузовом. Базовый двигатель 2.8 (149 л.с.) мог разогнать автомобиль длиной 4,8 м до 180 км/ч, а версия с мотором 4.2 (186 л.с.) развивала 205 км/ч и уже в «базе» оснащалась кондиционером. Интересно, что специально для «икс-джея» компания Dunlop разработала новые радиальные шины SP Sport, предназначенные для движения со скоростями более 210 км/ч. В полной мере использовать их потенциал стало возможно летом 1972 года, когда появилась версия XJ12. При объеме 5,3 л ее двенадцатицилиндровый мотор развивал 253 л.с. — этого хватало, чтобы разогнаться до впечатляющих для того времени 240 км/ч. Тогда же появилась модификация с удлиненной на 102 мм колесной базой, заменившая собой огромный седан Jaguar 420G. И на долгие годы XJ стал единственным седаном марки Jaguar, пока в 1998 году не появился среднеразмерный S-Type.Осенью 1973 года рестайлинг превратил Jaguar XJ в автомобиль второй серии: установленный выше передний бампер (этого требовали новые американские стандарты безопасности), новая передняя панель и усовершенствованная система вентиляции. Через год был прекращен выпуск короткобазных версий, в 1975 году на смену мотору 2.8 пришла «шестерка» 3.4 (161 л.с.), а на двигатель V12 начали устанавливать электронную систему впрыска топлива. Вторую по счету модернизацию англичане поручили ателье Pininfarina — Jaguar XJ третьей серии появился весной 1979 года. Увеличилась площадь остекления, изменились линия крыши и форма ее стоек, бамперы стали пластиковыми (раньше похожие ставились только на версии для США), а дверные ручки — травмобезопасными. В 1981 году мотор V12 примерил новые головки блока, благодаря чему мощность возросла до 295 л.с. Полностью новый Jaguar XJ второго поколения (четвертой серии) рождался в муках — концерн British Leyland, которому тогда принадлежал Jaguar, переживал тяжелые времена, и в 1984 году фирма из Ковентри была отпущена в свободное плавание. Дебют новой машины с внутризаводским индексом XJ40 состоялся в октябре 1986 года. Интересно, что параллельно англичанам пришлось продолжить выпуск модели XJ12 третьей серии — моторный отсек новой машины рассчитывался максимум под двигатель Rover V8, от которого пришлось отказаться после расставания с концерном BMC. В 1989 году Jaguar стал частью империи Ford, и объем «старшего» шестицилиндрового мотора был увеличен до четырех литров (249 л.с.), а чуть позже мотор 2.9 уступил место двухвальному двигателю 3.2 (203 л.с.). Главной новинкой 1993 года стала долгожданная версия XJ12 (6,0 л, 304 л.с.), одновременно с которой по спецзаказам начали выпускать автомобили с увеличенной колесной базой. Уже через год свет увидел Jaguar XJ пятой серии (X300) — технически тот же XJ40, но с более мощными моторами и переработанным дизайном в духе первого поколения XJ. Кроме того, семейство дополнила версия XJR с компрессорной «шестеркой» мощностью 321 л.с.Jaguar XJ шестой серии (X308) 1997 года выглядел похоже, но интерьер полностью преобразился, механическая коробка передач ушла на пенсию, в списке опций появилась адаптивная подвеска CATS, а место под капотом заняли новые двигатели V8 объемом 3,2 л (240 л.с.) и 4,0 л (290 л.с.). Топ-версия XJR появилась через год — ее компрессорный мотор развивал 370 л.с. Ждать полностью нового «икс-джея» третьего поколения (седьмой серии) пришлось до конца 2002 года — это был седан с индексом X350 с алюминиевым кузовом, пневматической подвеской и шестиступенчатым «автоматом». Базовым стал мотор V6 3.0 (240 л.с.), на «средние» версии устанавливались модернизированные двигатели V8 объемом 3,6 (262 л.с.) и 4,2 л (300 л.с.), а для топ-версии был предназначен 400-сильный «компрессор». В 2005 году большой Jaguar впервые почуял запах солярки — на версию XJ TDVi начали устанавливать битурбодизель 2.7 мощностью 204 л.с. В 2006 году Jaguar XJ восьмой серии (X358) довольно нелепо намекнул на новое футуристичное направление ягуаровского дизайна: массивные бамперы с большими воздухозаборниками плохо сочетались с аристократичным дизайном кузова. И летом 2009 года мы увидели совершенно иной Jaguar XJ — четвертого поколения. Scriptio: Игорь Владимирский.