Ford Fiesta для "поколения Nintendo"
"Гарантирую: ты обалдеешь от интерьера новой Фиесты!" Не обманул меня стилист Крис Берд, автор фордовской концепции "кинетического" дизайна. Интерьер - и впрямь обалдеть! В хорошем смысле этого слова: при виде "мобильного телефона", вживленного в консоль, на пару минут превращаешься в истукана…
Внешность у новой Фиесты тоже хороша. А шасси?
Нам очень нравилась предыдущая Fiesta. Да, скромная. Да, невзрачная. Но зато как она вела себя в виражах! Однако по продажам Fiesta (415 тысяч машин за прошлый год) уступала таким красавицам, как Peugeot 207 (521 тысяча машин) и Opel Corsa (465 тысяч машин). Не в почете нынче скромность…
Поэтому новая Fiesta пошла по пути Корсы и "двести седьмой". Долой невзрачный дизайн - да здравствует яркость!
Манит широко раскрытый хищный ротик воздухозаборника. Поблескивают хитренькие глазки-фары. Лихой наклон подоконной линии и рельефная мускулатура бортов, вздернутая корма и остроугольные рубины задних фонарей… Так и хочется поскорее дернуть за удобную ручку под естественный хват и оказаться внутри.
А там…
"Граненый" руль, стильные "очки" приборов в толстой серебристой оправе - и увенчанная утопленным дисплеем двухэтажная центральная консоль, напоминающая не только все мобильные телефоны сразу, но и символику военно-воздушных сил. Прочь прежнее геометрично-правильное уныние!
Но если раньше Fiesta была образчиком отточенной эргономики, то нынче дизайн конфликтует с удобством. Блок управления светом крохотный - за рулем не разглядишь. При попытке добраться до кнопки запуска двигателя крупная мужская пятерня едва не застревает между стильным приливом передней панели и рычажком управления дворниками. Потянешься к регулятору температуры - обязательно заденешь рычаг коробки, если включена пятая передача. На приливах обода красивой баранки - резкая грань, раздражающая большой палец. А на "кожаном" руле половина обода - пластмассовая: об этой экономии на материалах вспоминаешь при каждом перехвате руля.
А еще тут разделенная надвое передняя панель с мягким верхом и жестким низом, лоснящаяся пластмасса тугих "телефонных" кнопок, традиционное для Фиесты отсутствие потолочных ручек... Хорошо, что кресло неплохое, руль обрел регулировку по вылету, а диапазон перемещения сиденья увеличился до 286 мм вперед-назад и до 55 мм по высоте.
Новая Fiesta построена на той же фордовской платформе, что и уже известная нам Mazda 2. Благодаря широкому применению высокопрочных сталей кузов стал на 10% жестче, вместо прежнего гидравлического усилителя руля - новомодный электрический. И, как и Mazda, новая Fiesta стала легче прежней - на 40 кг!
Сначала я сел в дизельную пятидверку с 1600-кубовым мотором мощностью 90 л.с. У Фиесты есть еще 68-сильный турбодизель 1.4, но в Россию такие машины поставлять не будут. А 1.6 TDCi - будут!
При спокойной езде - только одна "дизельная" проблема: ощутимая вибрация на педали сцепления, да и то лишь на холостом ходу. Ни характерного тарахтения, ни тряски на руле и рычаге коробки. Потрясающе! При этом дизелек, как покорный ослик, вытягивает легонькую Фиесту в крутые горки уже с полутора тысяч оборотов и честно отрабатывает заявленные 90 л.с. - ощущение динамики лишь немногим слабее, чем у старой 100-сильной бензиновой машинки. Жаль, рабочий диапазон узковат - после 3500 об/мин тяга ощутимо падает. Поэтому на дорожных извивах среди знаменитых виноградников Тосканы приходилось постоянно орудовать рычагом коробки - традиционно легким, с четкой фиксацией.
По магистрали Fiesta мчит легко и приятно. А вот на горной дороге… Я ждал большего. Ведь по сравнению с предшественницей здесь более "острый" руль (передаточное отношение уменьшено с 15:1 до 14,25:1), а стабилизаторы стали жестче: передний - на 16%, а задняя балка - на все 28%. Машинка все делает правильно, но без блеска. Заметный снос передка, небольшой провал реактивного усилия при резком рулении…
Самая мощная, 120-сильная пятидверка с бензиновым мотором 1.6 Ti-VCT намного живее при разгоне - она не только на 30 л.с. мощнее, но и на 52 кг легче дизельной. Правда, двигатель оказался даже громче дизеля - равномерно гудит, как пылесос, и столь же равномерно разгоняет Фиесту с холостых оборотов и вплоть до отсечки на семи тысячах. Ведь фазы газораспределения здесь изменяются с помощью фазовращателей на обоих распредвалах! Но перекалиброванная под более легкий мотор передняя подвеска и иная "прошивка" электроусилителя руля не сделали бензиновую Фиесту азартнее в поворотах.
Вся надежда - только на трехдверку в версии Sport. Она отличается заниженной на десять миллиметров подвеской, с более жесткими передними пружинами, увеличенной жесткостью задней "балки" и "зажатыми" амортизаторами. Плюс иная "прошивка" для электроусилителя руля и кнопка отключения ESP.
Совсем другое дело! Почти исчез дезориентирующий "провал" в информативности руля, стали меньше сносы… Но, ей-богу, прежняя Fiesta была азартнее! Да и соплатформенная Mazda 2 живее, пусть и не столь "правильна". У нее, кстати, чуть более обтекаемый кузов (Cx равен 0,31 против 0,33 у Фиесты), она легче Форда на 11 кг. Но отличия шасси - лишь в настройках.
- Да, у Мазды 2 чуть более жесткие сайлент-блоки, у нее мягче пружины и более "спортивно" настроенные амортизаторы, - признался мне Дитер Шварц, один из создателей шасси Фиесты. - Зато вы отметили, как ловко Fiesta проглатывает ямы? Как тихо в салоне? До вас тут были американские журналисты, и я их спрашивал, не нужна ли Фиесте адаптация для рынка Штатов. Они отвечали, что не нужна! Мол, все и так о'кей…
Да, плавность хода на горных дорожках Тосканы действительно хороша. И шума немного: слышны только мотор и аэродинамические возмущения, да и то после 120 км/ч. А главное - американцы довольны. За это вам, Дитер Шварц, наша искренняя, сердечная европейская благодарность.
Ну с чего это вдруг заокеанские ценности стали главенствующими для инженеров отделения Ford of Europe? А с того, что новая Fiesta будет автомобилем "глобальным" - и спроектирована для продаж не только в Европе, Азии и Латинской Америке, как раньше, но также для США и Канады. Региональные версии будут отличаться лишь настройками. Например, у задней подвески "азиатской" Фиесты уменьшат угловую жесткость - и она наверняка обретет еще большую склонность к сносу передних колес в быстром вираже.
Причем Fiesta - лишь первая из грядущих "всемирных" моделей. Следом на этой же платформе появятся новый Fusion и Fiesta-седан (в основном для китайского рынка), затем, возможно, маленький кроссовер и "растянутая" до размеров сегмента С четырехдверка вроде автомобиля Fiat Linea… Глобализация.
За ужином ко мне подсел дизайнер Крис Берд.
- Грустишь по старой Фиесте? Я тоже грущу. Новая сделана для юнцов "поколения Nintendo" - таких, как мой сын. По большому счету им машина вовсе не нужна - у них вся жизнь в компьютере в своей комнате. Автомобиль для них - лишь модный аксессуар, средство самовыражения перед сверстниками, не более того. Но время настоящих автомобилей не прошло. С годами их ценность будет только расти, вот увидишь …
Хотелось бы в это верить. Ведь для того чтобы Fiesta из модного аксессуара "поколения Nintendo" превратилась в выдающийся автомобиль, нужно всего ничего - перенастроить шасси. И фордовцы это могут! Главное, чтобы этого хотели вы, покупатели.
|
Паспортные данные
|||||| |Параметры|Автомобиль||||| |Ford Fiesta||||| |Модификация|1.25|1.4|1.6 Ti-VCT|1.4 TDCi|1.6 TDCi| |Тип кузова|трехдверный хэтчбек/пятидверный хэтчбек||||| |Число мест|5||||| |Размеры, мм| ||||| |> длина
|3950||||| |> ширина
|1722||||| |> высота
|1481||||| |> колесная база
|2489||||| |> колея передняя/задняя
|1473 - 1493/1460 - 1480||||| |Объем багажника*, л|295/979**||||| |Снаряженная масса, кг|966 - 1109|966 - 1114|970 - 1119|1011 - 1152|1022 - 1164| |Полная масса, кг|1490 - 1495|1490 - 1495|1500|1535 - 1540|1550 - 1555| |Коэффициент лобового аэродинамического сопротивления Сх|0,33|0,33|0,33|0,33|0,33| |Двигатель|бензиновый|бензиновый|бензиновый|турбодизель|турбодизель| |Расположение|спереди, поперечно|спереди, поперечно|спереди, поперечно|спереди, поперечно|спереди, поперечно| |Число и расположение цилиндров|4, в ряд|4, в ряд|4, в ряд|4, в ряд|4, в ряд| |Число клапанов|16|16|16|8|16| |Рабочий объем, см³|1242|1388|1596|1398|1560| |Диаметр цилиндра/ход поршня, мм|71,9/76,5|76,0/76,5|79,0/81,4|73,7/82,0|75,0/88,3| |Степень сжатия|11,0:1|11,0:1|11,0:1|18,1:1|18,3:1| |Макс. мощность, л.с./ кВт/ об/мин|82/60/5800|96/71/5750|120/88/6000|68/50/4000|90/66/4000| |Макс. крутящий момент, Нм/ об/мин|114/4200|128/4200|152/4050|160/1750|204/1750| |Привод|передний|передний|передний|передний|передний| |Коробка передач|5-ступенчатая, механическая|5-ступенчатая, механическая (4-ступенчатая автоматическая)***|5-ступенчатая, механическая||| |Передняя подвеска|независимая, пружинная, McPherson||||| |Задняя подвеска|полузависимая, пружинная||||| |Передние тормоза/диаметр дисков, мм|дисковые, вентилируемые/258||||| |Задние тормоза|барабанные||||| |Шины|175/65 R14|175/65 R14|195/50 R15|175/65 R14|195/50 R15| |Максимальная скорость, км/ч|168|175 (166)|193|162|175| |Время разгона 0 - 100 км/ч, с|13,3|12,2 (13,9)|9,9|14,9|11,9| |Расход топлива, л/100 км| ||||| |> городской цикл
|7,5|7,5 (8,9)|7,9|5,3|5,2| |> загородный цикл
|4,6|4,6 (5,1)|4,7|3,5|3,6| |> смешанный цикл
|5,7|5,7 (6,5)|5,9|4,2|4,2| |Выбросы СО₂, г/км|133|133 (154)|139|110|110| |Емкость топливного бака, л|45|45|45|45|45| |Топливо|бензин АИ-95 - 98|бензин АИ-95 - 98|бензин АИ-95 - 98|Дизтопливо Евро-4|Дизтопливо Евро-4| |*Без запасного колеса|||||| |**Со сложенными задними сиденьями|||||| |*** Данные в скобках для версии с автоматической коробкой передач||||||
Что почем?
В России цены на новую Фиесту выросли на 50 - 70 тысяч рублей. Базовая трехдверка с 82-сильным мотором объемом 1,25 л оценивается в 389 тысяч рублей - как трехдверный Peugeot 207 1.4. Пятидверка с мотором 1.4 будет стоить от 453 тысяч, причем к этому двигателю можно заказать и четырехступенчатый "автомат" - роботизированных коробок Durashift (вольный перевод названия на русский язык весьма точно отражал прогнозируемость смены передач) больше не будет. По планам фордовских маркетологов максимум продаж придется именно на Фиесту 1.4 с "автоматом" - стоить такая машинка будет от 454 тысяч рублей (в базовом оснащении нет даже кондиционера). Ценники конкурентов близки: Mazda 2 с чуть более мощным мотором объемом 1,5 л (105 л.с.) на 12 тысяч дороже, а Opel Corsa 1.4 (90 л.с) с "автоматом" на 10 тысяч рублей дешевле.
Зато привлекательны цены на богато оснащенные Фиесты с 1600-кубовыми моторами. Турбодизельная пятидверка в версии Titanium оценивается в 508 тысяч рублей, а эффектная бензиновая трехдверка Sport с "раллийным" спойлером и диффузором в заднем бампере стоит 499 тысяч рублей.
Текст: Юрий Ветров.
История пяти Фиест
Fiesta - дитя топливного кризиса 70-х годов: первый переднеприводный трехдверный хэтчбек марки Ford сошел с конвейера только-только отстроенного завода в испанской Валенсии в мае 1976 года. Малышка длиной всего 3,5 м пользовалась оглушительной популярностью - чтобы удовлетворить растущий спрос, сборку Фиест начали в Германии и Великобритании, а уже в январе 1979 года объем выпуска перевалил за миллион машин. Хотя конструкция была далеко не передовой: нижневальные "чугунные" карбюраторные моторы объемом 1,0 - 1,3 л (40 - 66 л.с.), четырехступенчатая "механика", из базового оборудования - только отопитель, инерционные ремни безопасности и обогрев заднего стекла... Пять лет спустя, в 1981 году, была выпущена "горячая" Fiesta XR2 с двигателем 1.6 мощностью 84 л.с. В 1983 году после рестайлинга в коробке передач появилась пятая ступень, а двигатели объемом 1,3 л и 1,6 л уступили место более современным агрегатам с "верхним" распредвалом. Позже на Фиесту начали ставить вихрекамерный 54-сильный дизель, а бензиновые моторы агрегатировались не только с "механикой", но и с клиноременным вариатором.
Полностью новая Fiesta третьего поколения дебютировала в 1989 году. Она заметно прибавила в размерах и весе, обрела пятидверную модификацию и двигатели с впрыском топлива, а в списке опций появились фронтальные подушки безопасности, АБС и электростеклоподъемники. В 1992 году "горячая" модификация XR2i получила первый "шестнадцатиклапанник" объемом 1,6 л новой серии Zetec. Тогда же был установлен рекорд продаж - 650 тысяч Фиест за год!
Одутловатая внешность и "серенький" интерьер, появившиеся в ходе масштабной модернизации 1995 года, не сделали Фиесту краше. Зато под капотом прописались исключительно моторы семейства Zetec, подвеска была настроена заново, а комплектации - расширены. В 1999 году пришел черед рестайлинга в стиле New Edge, за доплату стали предлагаться боковые подушки безопасности, а чуть позже появилась турбодизельная Fiesta.
Fiesta пятого поколения дебютировала в 2001 году на автосалоне во Франкфурте. Кузов стал не только длиннее и шире, но и заметно выше. Устаревшие вихрекамерные турбодизели уступили место агрегатам с современной аккумуляторной системой впрыска (сommon rail), место вариатора заняли пятиступенчатый "робот" и четырехступенчатый "автомат". Через три года вышла в свет "заряженная" Fiesta ST с двухлитровым 150-сильным мотором. Рестайлинг 2005 года не сильно изменил Фиесту. За все семь лет производства машин последнего поколения продажи год от года только росли, достигнув в 2007 году отметки 415 тысяч экземпляров. А всего за 32 года было выпущено более 12 миллионов Фиест.
Scriptio: Игорь Владимирский.