Мобильная атомная электростанция — взаимоисключающие понятия, не правда ли? Ведь АЭС представляют собой стационарные сооружения. Тем удивительнее мобильные объекты, разработанные отечественными инженерами. Мы неоднократно рассказывали об экспериментальных проектах Советского Союза, но техника, о которой сегодня пойдет речь, заслуживает особого реверанса. Весной 2021 года информационные интернет-ресурсы сообщили о взволнованности американских экспертов из-за планов Пентагона создать передвижные ядерные реакторы для питания оперативных баз. По мнению профессора Алана Дж. Купермана, риски и затраты не сопоставимы с выгодами. Передвижная АЭС… Звучит поразительно! но шестьдесят лет назад советские инженеры сделали ее явью. ТЭС-3 Электроэнергия – это жизнь! Без нее немыслима современная цивилизация. В послевоенную эпоху без ценного ресурса было сложно или почти невозможно осваивать и развивать обширные территории страны и месторождения полезных ископаемых. Наконец, она требовалась военным для питания скрытых в глуши объектов особого назначения. Но где ее взять в глухомани? Так обстоятельства подтолкнули инженеров к созданию ТЭС-3, транспортабельной атомной электростанции.Разработкой непосредственно атомной электростанции и ее компонентов занимался Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского в Обнинске, который до 1960 года носил таинственное название Лаборатория «В». Центр инженерной композиции — двухконтурный гетерогенный водо-водяной реактор с 74 тепловыделяющими сборками с высокообогащенным ураном. В качестве замедлителя и теплоносителя система использовала обычную воду. Разместите такой реактор и все необходимое ему хозяйство на одном шасси, и вы получите сооружение, достойное романа Филипа Рива о самодвижущихся «хищных городах». Общая масса атомной станции превышала 200 тонн! Более 28 тонн пришлось на средства биологической защиты от радиации.Реактор и сопутствующее оборудование разместили в четырех огромных «вагонах» жутковатого вида. В первом обитал реактор и его охлаждение. Во втором — парогенераторы, циркуляционные насосы первого контура и компенсатор объема. Третьей «ящик» нес турбогенератор и все необходимые компоненты для выработки 1,5 МВт электроэнергии. В четвертом находился пункт управления системой, аккумуляторные батареи и резервный дизель генератор. На точке четыре объекта соединялись между собой кабелями и трубопроводами.Уникальному комплексу — соответствующее шасси. Поскольку мобильная АЭС должна была штурмовать пересеченную местность, наилучшим вариантом представлялось модифицированное шасси танка Т-10. Разработкой занималось ОКБ Кировского завода, где руководил легендарный конструктор боевой техники Жозеф Яковлевич Котин. Ходовая часть получила расширенную гусеничную ленту и увеличение пар опорных катков с семи до десяти. Двигатель — 750-сильный турбодизель V12 объемом 38,9 литров – странствующий ядерный реактор также унаследовал у танка.По данным интернет-ресурса topwar.ru, ТЭС-3 ввели в опытную эксплуатацию в 1961-м и после всех проведенных мероприятий законсервировали две машины с наиболее высокой степенью радиоактивной опасностью. Несколько лет спустя ядерный караван отправили для экспериментальных исследований к термальным гейзерам на Камчатку. «Памир 630-Д» В начале шестидесятых, когда первая транспортабельная атомная электростанция уже существовала во плоти, закипела работа над новым проектом. Комплекс получил название «Памир 630-Д» и кардинально отличался от предшественника как реактором, так и шасси.Использовать водо-водяной реактор в пустынях, степях и даже тундре сложно из-за отсутствия необходимых объемов воды. С одноконтурным реактором — именно такой выбрали для «Памир-630Д» — подобной проблемы нет. Роль теплоносителя и рабочего тела играет тетраокись азота. С одной стороны, она отличается высокой теплоемкостью и теплопроводностью. С другой, контакт с водой вызывает образование азотной кислоты, а это опасно. Малейшая ошибка обслуживающего персонала может привести к деструкции реактора и его элементов со всеми вытекающими последствиями.Транспортировать ценный груз планировали на четырех машинах. Реактор на 10 МВт и парогенератор с теплообменником, систему аварийного расхолаживания и два автономных дизель-генератора, а также вырабатывающий электричество 630-киловаттный турбогенератор должны были везти два тягача МАЗ-7906. Резервные дизель-генераторы и систему управления мобильной атомной электростанцией планировали доверить спецтехнике на базе грузовиков КрАЗ.Тестирование передвижной АЭС «Памир-630Д» провели с ноября 1985-го по август 1986 года и закрыли проект в конце восьмидесятых. Принято считать, что точку в ее истории поставила трагедия на Чернобыльской атомной электростанции и осознание специалистами всех рисков при эксплуатации странствующего реактора данного типа. ML-1Было бы несправедливо не упомянуть разработку вероятного противника. С 1962 по 1966 год американцы тестировали мобильный комплекс ML-1, доставляемый до места назначения на грузовиках или в морском грузовом контейнере.Проект закрыли после того, как подсчитали, во что обойдется десятилетняя эксплуатация АЭС. Кроме того, с системой периодически возникали проблемы, а экономическое положение вооруженных сил США из-за войны во Вьетнаме не способствовало дальнейшим экспериментам.