Опубликовано 10 октября 2021, 06:16
8 мин.

Европа против Турции: три самые известные осады городов

Некоторые длились десятилетия!
Противостояние Европы и Турции длилось более пяти веков и за этот период произошло немало осад городов, многие из которых стали не менее легендарными, чем воспетая Гомером осада Трои.

Константинополь

Весной 1453 года весь христианский мир пережил сильнейшее потрясение, которое, например, в Греции, вспоминают до сих пор. 29 мая 1453 года, после двухмесячной осады пала первая в мире христианская столица – Константинополь, с тех пор носящая имя Стамбул. Всю весну защитники города, число которых не превышало 7000 человек, оборонялись против 80-тысячной армии турецкого султана Мехмета II, но утром 29 мая византийская столица пала.

К 1453 году некогда могущественное средневековое государство Восточная Римская империя, более известная как Византия, находилось в глубочайшем упадке. Если ранее территория государства простиралась от Испании и до Армении, то в 1453 году последний византийский император Константин XI владел лишь Константинополем с пригородами, узкой прибрежной полосой земли в современной Болгарии, несколькими островами в Мраморном и Эгейском морях, да небольшим кусочком земли в Греции. Византийская империи превратилась в анклав, со всех сторон окруженный землями Османской империи.

Поэтому неудивительно, что султан Мехмет II решил покончить с затянувшейся агонией «Второго Рима». Таким образом он надеялся убить трех зайцев сразу: сделать «монолитной» территорию Османской империи, ликвидировав «чужеродные» вкрапления и, главное, прославиться на века.

В тот момент помощь Византии могла оказать только Западная Европа, которая не была заинтересована в усилении турок и справедливо опасалась, что если Мехмет II «проглотит» Константинополь, то на этом молодой и амбициозный султан не успокоится. Но сколько бы не призывали европейские монархи и Римский Папа защитить Константинополь, реальная помощь так и не была предоставлена. Конкурирующие между собой Генуя и Венеция, имеющие свои интересы в Константинополе, ограничились объявлением нейтралитета, хотя немало венецианцев и генуэзцев влились в число защитников города. Но это были в основном либо наемники, либо добровольцы.

Европа против Турции: три самые известные осады городов

Стоит отметить, что среди них были настоящие профессионалы, имеющие огромный боевой опыт. Так, своей «правой рукой» император Константин XI сделал генуэзского военачальника Джованни Джустиниани Лонго, который, фактически, взял на себя руководство обороной города и чей отряд из семисот наёмников был самым опытным и боеспособным соединением. Именно профессиональные наёмники Лонго доставили туркам больше всего неприятностей, чего не скажешь про других защитников Константинополя, среди которых встречались даже мобилизованные монахи.

Имелся свой «козырь» и у Мехмета II, который долгие годы изучал неприступные стены Царьграда и пришел к выводу, что без тяжелой артиллерии взять его невозможно. Прибегнув к услугам венгерского мастера Урбана, турецкий султан получил несколько крупнокалиберных орудий, среди которых особо выделялась пушка «Базилика», стрелявшая полутонными каменными ядрами. Именно она смогла разрушить стены Константинополя, даже несмотря на то, что процесс её заряжания и наведения занимал несколько часов и в день она делала всего несколько выстрелов.

Помимо артиллерийского обстрела турки пытались взорвать стены города с помощью подкопов и минирования, но защитники вели эффективную контрминную войну и уверенно её выиграли. Имела место даже попытка подкупа султаном Лонго, но генуэзец на сделку с совестью не пошел. По свидетельствам историков, к концу мая турецкая армия стала выдыхаться и падать духом, видя что все её усилия приводят лишь к большим потерям. Разброд и шатания начались и в окружении Мехмета II – многие советники сомневались, что город получится взять, ведь ещё никому не удавалось преодолеть знаменитые тройные стены Константинополя. Но и силы защитников таяли в ежедневных боях, а помощи ждать было неоткуда.

Европа против Турции: три самые известные осады городов

В конце концов, в окружении Мехмета II победила «партия войны» и в ночь на 29 мая турки начали генеральный штурм. Малочисленные защитники оборонялись успешно и героически, много часов отбивая одну атаку за другой, но в самый решающий момент Лонго получил смертельную рану и покинул поле боя. Вслед за ним устремились и его наёмники, что позволило туркам прорвать оборону и даже самоотверженная гибель императора Константина XI и всего его окружения не позволила ликвидировать прорыв.

Турки проникли за стены и открыли ворота, после чего в город хлынула уже вся армия Мехмета II. Три дня город подвергался беспощадному разграблению, а население частично было убито, частично обращено в рабов. Значительная часть византийской знати и итальянцев смогли бежать из города на кораблях, но остальным пришлось пережить все ужасы самых трагических дней за всю историю Константинополя. Генуя и Венеция поспешили заключить с султаном торговые соглашения, безоговорочно признав все его права на город, что впоследствии им дорого обойдется. Падение Константинополя поставило точку не только в 1200-летней истории Византии, но и продемонстрировало главенствующую роль артиллерии, перед которой больше не могли устоять даже сильно укрепленные города.

Родос

Мехмет II не зря получил прозвище «Фатих», то есть Завоеватель. Разобравшись с Константинополем, он покорил ещё много земель, а под конец своей жизни постарался завоевать остров Родос, который с XIII века являлся хорошо укрепленной базой военно-рыцарского ордена св. Иоанна. Ещё со времен Крестовых походов иоанниты оставались самыми непримиримыми противниками мусульман. Орден св. Иоанна представлял собой Евросоюз в миниатюре, так как в его состав входили рыцари так называемых национальных «лангов»: французского, испанского, португальского, итальянского, английского и немецкого.

Покинув Святую землю и не имея больше возможности сражаться с мусульманами на суше, иоанниты продолжили войну на море, сделав воды вокруг Родоса смертельно опасными для любого корабля, на мачте которого не развивался флаг с крестом. Терпеть «логово» агрессивных рыцарей всего в 30 километрах от турецкого побережья Мехмет II не собирался и в 1480 году отправил на Родос 80-тысячную армию под командованием военачальника Месиха-паши. Закончилась эта экспедиция безрезультатно: турецкая армия взять сильно укрепленную Родосскую крепость не смогла и потеряв множество солдат отступила.

Европа против Турции: три самые известные осады городов

Иоанниты сделали выводы из прошедшей осады, пригласили лучших европейских фортификаторов, которые перестроили Родосскую крепость, сделав её ещё более неприступной. Новое турецкое вторжение не заставило себя долго ждать – 24 июня 1522 года на Родос высадилась 100-тысячная армия султана Сулеймана I Великолепного, которому иоанниты так надоели, что он отправился в поход лично. Родосскую крепость защищали 600 рыцарей и пятитысячное ополчение, поэтому султан надеялся, что осада долго не продлится.

Но он ошибся – лучшие европейские фортификаторы превратили Родосскую крепость в одну из сильнейших в мире, оборонять которую против огромной и хорошо оснащенной армии можно было небольшими силами. Поэтому, даже применив тяжелую артиллерию и взорвав с помощью подкопов несколько бастионов, Сулейман Великолепный продолжал топтаться перед стенами крепости. Все штурмы осажденные отбили с огромными для турок потерями, хотя и сами потеряли при этом 240 рыцарей и около трех тысяч ополченцев.

Сулейман понимал, что осада может затянуться на месяцы, к тому же у берегов Родоса могла появиться отправленная иоаннитам на помощь эскадра из Европы. Поэтому он предложил рыцарям сдачу на выгодных условиях: они оставляют ему крепость, а всё имущество, вооружение, казну и прочие ценности беспрепятственно вывозят. Также Родос разрешалось покинуть без всяких ограничений местному греческому населению, более того, турки пообещали снабдить отъезжающих транспортными судами. Главный магистр ордена Филипп де Лиль-Адам, посовещавшись с остальными рыцарями, нашел предложение султана приемлемым. К тому же у рыцарей заканчивались боеприпасы, начала ощущаться нехватка продовольствия и не было возможности привести в порядок разрушенные бастионы.

1 января 1523 года иоанниты сдали крепость туркам и беспрепятственно покинули Родос. Впоследствии Сулейман Великолепный пожалел о своем великодушии, так как война с иоаннитами со взятием Родоса не закончилась, а разгорелась с новой силой. И через несколько лет ему пришлось готовиться к ещё более масштабной экспедиции на Мальту, где обосновались рыцари. С 18 мая по 11 сентября 1565 года турецкая армия пыталась завоевать крошечную Мальту, но не смогла полностью разгромить форты иоаннитов, которых вскоре поддержали регулярные испанские войска. Потеряв за четыре месяца почти половину 50-тысячной армии, османы так и отбыли с Мальты ничего не добившись. А битва за Мальту вошла в историю под именем «Великой осады», хотя турки осаждали лишь маленькие городки Биргу и Сенглеа.

Европа против Турции: три самые известные осады городов

Последней по настоящему великой осадой стала эпическое сражение между «сборной Евросоюза» и Турцией, разыгравшееся на греческом острове Крит во время очередной венецианско-турецкой войны в 1648-1669 годах. Самое ожесточенное сражение развернулось за столицу острова – Кандию, нынешний Ираклион. 21 год турецкая армия осаждала этот город, что позволяет называть осаду Кандии самой длительной в истории войн.

Самое интересное, что война между Венецианской республикой и Турцией началась из-за вездесущих иоаннитов, которые в 1644 году захватили несколько турецких кораблей, на которых находился ряд высокопоставленных лиц из окружения султана Ибрагима I. Пленников доставили на венецианский Крит, но рыцарям там были не рады, прекрасно понимая, что захват пленников вызовет сильное недовольство в Стамбуле.

Так и получилось – султан Ибрагим, вошедший в историю под прозвищем «Безумный», не стал разбираться в деталях, а объявил Венеции войну. Турки высадились на Крите и очень быстро заняли весь остров, кроме его столицы – Кандии. Город был очень хорошо укреплен, кроме того, военная помощь осажденным сразу стала же поступать из стран Европы. Так как взять Кандию «с наскока» не получилось, то процесс осады растянулся на десятилетия. Венецианцы не имели достаточно солдат чтобы выгнать турков с Крита, а последних все время отвлекало от осады то нестабильность внутри армии, то дворцовые интриги в Стамбуле, то недостаточное снабжение продуктами и боеприпасами.

Европа против Турции: три самые известные осады городов

Одно время стороны были близки к заключению мирного договора, но венецианцы отказались выплачивать туркам «отступные» и осада Кандии продолжилась. В 1666 году на Крит прибыл великий визирь Фазыл Ахмед, который решил лично поставить точку в затянувшейся войне и взять Кандию. За 28 месяцев турки предприняли несколько штурмов, прорыли километры минных галерей и смогли взорвать часть бастионов. Потери турецкой армии давно превысили 100 тысяч человек, но и венецианцы лишились многих солдат и военачальников. Усугубили ситуацию разногласия между венецианцами и французами (последние летом 1669 года покинули Кандию).

Живущая за счет торговли – в том числе и с Турцией, – Венеция устала нести бремя военных расходов, к тому же венецианские правители понимали, что вернуть Крит под свой контроль обратно не получится. И даже если удастся отстоять Кандию, сама по себе столица без острова особой ценности не представляла. И в конце сентября 1669 года произошло то, что должно было произойти ещё много лет назад: после 21-летней осады Кандия капитулировала. Венеция лишилась последнего крупного острова в Восточном Средиземноморье, что стало следствием политики республики, которая всегда предпочитала договариваться и торговать с турками, благодаря чему потеряла практически всё, что имела в данном регионе.

Автомобильные новости