У нас все-таки будет новая «эмка» — в дополнение к легендарным М3 и М5. Мощная «единичка», купе первой серии. Три литра, два турбокомпрессора, 340 сил на полторы тонны плюс «механика» и самоблокирующийся дифференциал! Но мне показалось — или мое восторженное «наконец-то!» исчезает в пространстве бесследно, словно выдох в морозный день? Облачко пара, растворившееся в мировом эфире. Еще одна порция углекислоты. У нас все-таки будет новая «эмка» — в дополнение к легендарным М3 и М5. Мощная «единичка», купе первой серии. Три литра, два турбокомпрессора, 340 сил на полторы тонны плюс «механика» и самоблокирующийся дифференциал! Но мне показалось — или мое восторженное «наконец-то!» исчезает в пространстве бесследно, словно выдох в морозный день? Облачко пара, растворившееся в мировом эфире. Еще одна порция углекислоты. Я убит. Сражен наповал. Разочарован. Моя мечта, легендарная BMW M3 в кузове Е30, двухдверка самой последней серии Evo III образца 1991 года с 240-сильным мотором — не едет! Машина из запасников заводского музея BMW в идеальном состоянии с небольшим пробегом в ответ на газ не рвет с места с пробуксовкой, а натужно набирает скорость, как какой-нибудь тривиальный BMW 118! А ведь сколько легенд ходит о первой «эм-третьей». Мол, только она была рождена для спорта, а все последующие уже компромиссны. Ведь предыдущая M3 серии Е46 запомнилась нам не столько злостью высокофорсированного мотора, сколько попыткой совместить ее с плавностью хода. Нынешняя BMW M3 — и вовсе королева гламура.А вот М3 в кузове Е36 середины 90-х была настоящей. Чистый звон «шестерки», упругая рукоять «механики», точнейшее управление, жесткая подвеска... Сколько знатоков уверяли меня, что первая «эмка» еще круче! Пару лет назад я всерьез мечтал о «е-тридцатой» М3 — и теперь, когда перед «пре-драйвом» закамуфлированной предсерийной М-«единички» в Мюнхене журналистам предложили прокатиться на старых «эмках» из музейных запасов, я был счастлив. Но оказалось, что обшитый замшей руль «длинноват» и наполнен нормальным усилием лишь в больших углах. Электрорегулируемые амортизаторы Koni, прерогатива поздних версий M3 E30, в комфортном режиме допускают крены. Перещелкиваешь большой тумблер на тоннеле в крайнюю правую позицию — и тесный двухдверный кузов начинает интенсивнее подрагивать на асфальтовой ряби. Но управляемость... Да, реакции становятся чуть быстрее. Но в целом — этакий легкий тюнинг обычной «трешки» конца 80-х.А главное — знаменитый двигатель M3 объемом 2,5 л более-менее тянет лишь на самых «верхах», с 5000 до 7000 об/мин. Я уж не говорю про дурацкую «эмовскую» коробку передач с перевернутой схемой переключения, где первая на месте второй и так далее, но четкость включения — самая обычная. Какое разочарование. Правда, знатоки старых BMW уверяют, что «четверку» S14 с ее индивидуальными дросселями и впрыском Motronic легко разбалансировать. Может, именно это и произошло с музейными машинами? Но так или иначе, а фон для знакомства с новой «эмкой» получился сереньким. Если теперь и она «не поедет»... По логике вещей этот автомобиль должен носить название BMW M1. Но этот индекс исторически закрепился за среднемоторным суперкаром BMW конца 70-х, современного аналога которого у Баварского моторного завода нет до сих пор. Поэтому самую мощную версию первой серии назовут иначе — BMW 1 Series M Coupe. — Только один кузов, двухдверный. Одна трансмиссия — шестиступенчатая «механика». Один вариант подвески. Минимум опций. Все для того, чтобы снизить массу и цену!Люди из BMW не зря подчеркивают идеологическое сходство М-«единички» и первой М3 в кузове Е30. Минимум роскоши, тесный салончик с посадочной формулой 2+2, схожие габариты. Но две эти машины разделяет четверть века. «Е-тридцать» — это строгий взгляд четырех круглых фар, тонкие стойки легкого кузова, честный кокпит простенькой передней панели, архаичная «итальянская» посадка за отлогим рулем и 240 безнаддувных сил на тонну двести снаряженной массы. А 1 Series M Coupe... Камуфляж с нее сняли совсем недавно, а я знакомился еще с предсерийной машиной. Мощный передний бампер и раздутые колесные арки с огромными диспропорциональными 19-дюймовыми колесами — как перекачанные плечи и бицепсы у девушки-культуристки. Такая может рыдать над дамскими сериалами и щебетать в розовенький телефончик со стразиками, но потеряет ненароком контроль во время ласк — порвет на британский флаг! Или на эмблему BMW. Внутри колес — огромные диски составных М-тормозов с алюминиевой ступицей. Колея расширена, геометрия подвески пересмотрена, амортизаторы ZF Sachs зажаты. Дифференциал? — А вы загляните под днище, — хитро улыбаются немцы. Ложусь на асфальт. Вот оно, оребрение картера главной М-передачи: есть «самоблок», слава М-богу. Короткая, километров на двадцать, поездка по окрестным мюнхенским дорожкам. «Мужская» педаль сцепления, короткоходный рычаг «механики», газ — и... Здравствуй, битурбомотор N54! Я думал, что тебя совсем вытеснила более скучная «шестерка» N55 с одним турбокомпрессором. Да, у нынешнего мотора двойная «улитка» турбины, что формально дает немцам право по-прежнему применять фирменное название TwinPower. Но недаром же инженеры из BMW M выбрали для М-«единички» именно прежний двигатель с двумя агрегатами наддува! Блок один и тот же (никакого магниевого сплава — при наддуве с прочностью не шутят), внешние скоростные характеристики — одна в одну. А характер разный. У нынешнего «монотурбо» он ровнее и скучнее. А у «битурбо», да еще и форсированного, — с искрой, с увлекательным легким подхватом, с интригой, которая возникает еще до 2000 об/мин и держит тебя в напряжении до отсечки на 7000 об/мин.Конечно, настоящая «эмка» всегда была с атмосферным мотором. Но против такого наддува, ей-богу, ничего не имею. Триста сорок лошадиных сил на полторы тонны снаряженной массы — это уже счастье! Это свобода. Равенство и братство тех, кто с бензином в крови. А вот шасси... Нет, оно великолепно. — Нордшляйфе? Ну, мы пока не измеряли время круга. Но полагаем, что около восьми минут — примерно как у М3... На мой вкус, руль легковат — даже легче, чем у обычного седана BMW 325 xDrive, на котором теперь ездит наша прекрасная «примерщица» Дарья Лаврова. И в этой легкости, в этой простоте, с которой 1 Series M Coupe позволяет прокатывать очень быстрые виражи, есть что-то неестественное, что-то не «эмовское». Или, если хотите, «сверх-эмовское». Конечно, святая простота первой «эм-третьей» — это чересчур. Но так хочется эталонной М-честности второй BMW M3 в кузове Е36. — Вы на какой машине ездили — на черной? А, ну-ну... Надежда есть: ведь это предсерийные образцы. Чуть зажать рулевое управление и подвеску, чтобы острее чувствовать пульс дороги, — и М-«единичке» не будет равных! Хотя, собственно, равных ей не предвидится при любом раскладе. — Конкуренты? Из заднеприводных машин это разве что Porsche Cayman S, но он заметно дороже, — загибает пальцы глава проекта «единички» Кристоф Смискол. — Audi TT RS? RS5? Мимо. Все «горячие» переднеприводные хэтчбеки гольф-класса медленнее, включая и Focus RS. А Lancer Evolution... Мы специально взяли для сравнения Evo X — и разочаровались. Что они сделали с машиной? Они утратили identity, свой характер!Увы, возразить нечего. Даже теперь, когда стало известно про Audi RS3: не думаю, что полноприводная «трешка» с более широкими передними шинами, которые призваны погасить склонность с сносу передка, сравнится по темпераменту и накалу эмоций с заднеприводным М-купе. К тому же у RS3 — только «робот», а у BMW — исключительно «механика». Так что да здравствует BMW 1 Series M Coupe — эмо-купе, молодежная эмоциональная двухдверка с динамикой суперкара! И давайте не забывать о том, что на купе Alpina B3 BiTurbo тот же самый мотор форсирован до 360 л.с. и 500 Нм. Грамотный тюнинг — и по энерговооруженности эмо-купе сравняется с Porsche 911! Причем M Coupe не покинет рынок через полгода после начала выпуска, как Focus RS. Да, самая мощная «единичка» дебютирует летом почти одновременно с хэтчбеком первой серии второго поколения, построенным на базе грядущей «трешки». Но купе и кабриолет пока продолжат выпускать на прежней платформе, и M Coupe снимут с конвейера завода в Лейпциге в последнюю очередь. Так что готовьте деньги, господа! Господа? Друзья? Энтузиасты? «Молчание было ему ответом»... Что-то изменилось в мире. Не резонирует пространство в ответ на восторги по поводу еще одной ultimate driving machine. Зато всюду другой восторг — рекламный. Он якобы готов к будущему, переписал историю гибрида... И тому подобная бредятина. Ребят, признайтесь честно — скольким из вас на самом деле интересны такие машины, как BMW M? Сейчас, когда погонять на чем угодно и где угодно можно на компьютере, а содержать настоящий автомобиль дорого, хлопотно и вообще ни к чему при таких пробках. Мечтают ли андроиды об электрических овцах?И сколько богатеньких буратин найдется в могучей кучке настоящих энтузиастов, чтобы к лету выложить за маленькую двухдверку с механической коробкой передач 2 млн 226 тысяч рублей? Да, полноприводное купе Audi TT RS (340 л.с.) стоит 2 млн 685 тысяч рублей, а Porsche Cayman S (320 л.с.) — и вовсе 3 млн 678 тысяч рублей. Но 1 Series M Coupe хоть и заметно дешевле BMW М3 (3 млн 260 тысяч рублей), но все же дороже 306-сильного купе BMW 135i (1 млн 670 тысяч рублей). Почему бы не купить ту же «сто тридцать пятую» с очень похожими характеристиками... Однако пусть M Coupe — это компромисс, но еще через десяток лет таких автомобилей, возможно, не будет вовсе. Спешите жить! Сегодня. Завтра будет поздно. Scriptio: Леонид Голованов.