Этого о Citroen DS не знают даже автомобильные историки
Как заменить колесо на легендарном автомобиле, у которого всё иначеВ 1999 году, обставив германский супердуэт VW Beetle и Porsche 911, Citroen DS (1955-1975) завоевал «бронзу» в международном конкурсе Автомобиль века. А значительно раньше этого мне довелось услышать рассказ бывшего водителя (назовем его НН) посла одного из крупных государств Западной Европы в СССР. Союз к тому моменту уже распался, и НН посчитал возможным поделиться некоторыми воспоминаниями.
Дело было так. Где-то на рубеже 1960–1970 годов посол для более тесного знакомства с историей и культурой страны пребывания решил в один из зимних выходных дней посетить Владимир. НН предстояло вести новый для него Citroen DS. Поездка проходила штатно, но во Владимире у машины по какой-то причине спустила задняя покрышка. «Не проблема, — подумал НН — Запаска-то на виду, прямо под капотом.» Все так, вот только вместо домкрата НН обнаружил какую-то мини-Эйфелеву башню с подвижной дырчатой частью (французы называли эту штуку «свеча») и железяку c изогнутым «клювом», которая, видимо, вставлялась в эти отверстия.
При этом ни намека на подъемный механизм. Хорошо еще, что под передними дверями нашлись пазы под непонятную подпорку. Но дальше — больше. Снять пострадавшее колесо не было никакой возможности, поскольку к нему плотно прилегало крыло, лишенное привычного выреза. Инструкции в автомобиле, разумеется, не было. Что делать? Окружившие невиданное транспортное средство местные кулибины предложили с помощью оглобли завалить чуть ли не на бок строптивую «француженку», и попытаться так высвободить колесо, но НН не позволил свершиться надругательству над «Богиней» (прозвище DS из-за созвучия аббревиатуры французскому «Déesse», что означает высшее существо женского пола).
Пришлось отправляться на телефонную станцию, чтобы связаться с посольством в Москве. Как проходило общение НН с владимирскими телефонистками — отдельная история. В эпоху, когда звонок советского гражданина в посольство иностранного — тем более капиталистического! — государства граничил с изменой Родине, для провинциального города это было настоящее ЧП. Но НН оказался счастливчиком. Во-первых, ему удалось в выходной найти в посольстве человека, который знал, что делать в сложившейся ситуации. Во-вторых, у НН оказалась на редкость крепкая память. Без нее донести до обездвиженной DS огромный массив необходимой информации было бы проблематично.
Судите сами. Прежде всего, требовалось открутить хромированный болт на торце заднего крыла (после нескольких контактов с баллонником эти фиксаторы начинали «цвести») и, приподняв, снять его целиком! Затем при включенном двигателе следовало перевести находящийся на борту в районе левой голени водителя регулятор пневмогидравлической подвески в крайнее верхнее положение. Автомобиль максимально приподнимался, позволяя установить на штатное место «свечу» и зафиксировать ее той самой железякой с «клювом».
После этого подвеска тем же регулятором опускалась в крайнее нижнее, сервисное положение. Автомобиль приседал сначала на корму, потом поджимались передние стойки, и у DS вывешивались сразу оба колеса одного борта. И лишь тогда можно было заменить поврежденное колесо. Затем следовало вернуть подвеску в крайнее верхнее положение, чтобы извлечь «свечу». Неспешный процесс можно было ускорить, нажав педаль акселератора.
Крыло, желательно, не поцарапав краску, возвращалось на место и фиксировалось болтом, после чего подвеска переводилась в одно из трех штатных положений. Два из них, как указывалось в инструкции по эксплуатации, предназначались для передвижения по дорогам с «глубокими колеями, переметами песка или снега, а также разбитым колониальным грунтовкам». Кроме того, та же инструкция заверяла: «Все неудобства связанные с использованием обычного домкрата остались в прошлом». Оцените французский юмор!
© DS Technicsch Team
Так к чему вся эта история давно минувших лет? К тому, что материальную часть надо знать. Особенно если ее создателей поцеловал в темечко Бог-изобретатель.