Комплектующие автомобиля выходят из строя по-разному. Одни просто ломаются и полностью перестают выполнять свою функцию, другие могут лишь прикидываться исправными. Именно это нередко случается с автомобильными амортизаторами. Рассказываем, чем опасно такое явление для автовладельца. В подвеске любого современного автомобиля применяются упругие элементы, которые гасят вертикальные колебания кузова. Главной деталью, отвечающей за это, как раз и является амортизатор. Данный элемент душит колебания пружин или рессор, которые неизбежно возникают при проезде любых, даже самых незначительных неровностей на дорожном покрытии.Когда амортизатор выходит из строя полностью (или физически снимается с транспортного средства), колесо начинает в буквальном смысле скакать, подобно тому, как скачет мячик. Автомобиль проезжает по неровности – колесо отскакивает вверх, после чего снова бьёт по земле и опять отскакивает. Шина продолжает прыгать по поверхности, а так называемый "держак" (сцепление шины с дорогой) почти полностью пропадает. Коварство амортизаторов заключается в том, что их неисправность порой почти никак себя не выдаёт. Замечают поломку обычно, лишь когда из корпуса амортизатора начинает сочиться гидравлическая жидкость – в этот момент деталь уже полностью перестаёт выполнять свою функцию.На большинстве машин характеристики амортизаторов снижаются очень медленно и плавно – заметить поломку может далеко не каждый и не сразу. Срок службы амортизаторов при этом относительно невелик – менять их инженеры рекомендуют не реже одного раза в 80 тыс. км, даже в случае, если деталь внешне выглядит абсолютно исправной. Любое запотевание или следы жидкости на корпусе устройства – стопроцентный приговор и замена пары амортизаторов проблемной оси. В чем же проявляется так называемая "усталость" амортизаторов? С годами амортизаторы начинают всё хуже и хуже гасить колебания пружин: изнашиваются сальники и клапаны, рассыхаются сайлент-блоки, корродируют штоки. Всё это приводит к запоздалой реакции устройства на раскачку автомобиля. Это, в свою очередь, выливается в целый букет проблем, которые могут стать причиной серьёзного ДТП.По мере нарастания "усталости" амортизаторов значительно усиливается раскачка кузова при резком старте и торможении. На разгоне автомобиль сильно приподнимает передок, а при торможении клюёт носом. После полной остановки кузов машины может покачиваться подобно кораблю на волнах.Проявляют себя изношенные амортизаторы и в поворотах – при преодолении неровностей на вираже машину начинает кидать в сторону и качать в поперечной плоскости. Это чревато неконтролируемым заносом и вылетом с дороги. Даже при прямолинейном движении автомобиль с неисправными амортизаторами может тянуть в сторону – водителю приходится постоянно подруливать. Не менее сильно "уставшие" амортизаторы влияют и на тормозной путь. Ухудшение "держака" приводит к серьёзному ухудшению замедления: поскольку амортизатор не полностью гасит вибрации, колесо не постоянно прижимается к асфальту и просто-напросто проскальзывает. При наличии АБС это явление ещё больше усиливается.Наконец, подсевшие амортизаторы ускоряют износ других элементов конструкции автомобиля – страдают покрышки (на них появляются признаки неравномерного износа) и сайлент-блоки подвески (они испытывают постоянные ударные нагрузки). Сокращается ресурс деталей рулевого управления. Для любителей сэкономить на замене амортизаторов приведём интересные цифры: "уставшие" амортизаторы добавляют добрый десяток метров к тормозному пути при торможении с 80 км/ч на идеальном асфальте. С "убитой" подвеской и системой ABS к тормозному пути добавляется ещё пяток метров. Эффект аквапланирования также возникает при меньшем на 10-15 км/ч пороге. Для амортизаторов критичен не возраст, а реальный пробег. Шутить с этими деталями специалисты категорически не рекомендуют.