Многие владельцы автомобилей, обутых зимой в шипованную резину, порой ведут себя чересчур самоуверенно, считая, что такие шины зиму превращают в лето. И чем морознее становится, тем выше уверенность. Многие владельцы автомобилей, обутых зимой в шипованную резину, порой ведут себя чересчур самоуверенно, считая, что такие шины зиму превращают в лето. И чем морознее становится, тем выше уверенность. Однако шипованная резина имеет кучу собственных недостатков. В частности, перед основным зимним конкурентом — «липучкой». Так в простонародье называют фрикционные шины, которые имеют гораздо больше отличий от шипованных, помимо отсутствия самих шипов. Прежде всего, отметим совершенно другой состав резины — он более мягкий. Рисунок протектора выполнен с большим количеством тонких и глубоких поперечных ламелей — небольших канавок, которые и призваны цепляться за зимнюю поверхность.Глубокий протектор, мягкий состав и увеличенное пятно контакта с поверхностью обеспечивает максимальное сцепление. При этом сами ламели, благодаря их большому количеству, как бы вбирают в себя воду при контакте и постепенно очищаются при движении. Некоторые производители добавляют в состав микроскопические твердые частицы для усиления сцепных свойств. Эффективность фрикционных шин напрямую зависит от условий эксплуатации. Наибольшая польза будет там, где нет чистого льда. В общих чертах, «липучка» показывает себя наилучшим образом в условиях современной городской зимы. Там, где улицы если не полностью очищены от снега, то припорошены им или залиты жижей из снега, грязи, песка и реагентов.Кроме того, важно помнить, что, благодаря своему мягкому составу, такая резина дольше остается эластичной и не дубеет при сильных морозах, в отличие от «шиповки». В конце осени, когда ночью температура опускается ниже нуля, а днем все еще держится небольшой «плюс», фрикционная резина более предпочтительна. Собственно, многие владельцы шипованной резины в этот период не переобуваются, дожидаясь настоящего холода. Пожалуй, одним из самых важных преимуществ нешипованной резины является пониженный уровень шума — шипов-то нет. И в общем-то, одновременно является ее недостатком.Как только «липучка» попадает на скользкую поверхность, вроде сильно утрамбованного или укатанного снега и льда, ее эффективность резко падает до отрицательных значений. Конечно, на таких поверхностях шипы проявляют себя гораздо эффективнее, цепляясь не только собственными ламелями (разумеется, у них они тоже есть), но и шипами. Главный враг «липучки» — слегка подтаявший лед, приправленный водянистой пленкой.Фрикционные шины бывают разные. Какие-то помягче, какие-то — потверже. Рисунок протектора тоже может сказать о многом. К примеру, более мягкие по составу больше приспособлены для условий северных стран — их еще зовут «скандинавскими». Шины потверже, сделанные для более рафинированных условий чистых городских улиц, зовут «европейскими». К тому же, в большинстве европейских стран использование шипованной резины запрещено. Это важное обстоятельство необходимо учитывать, отправляясь в путешествие по зимнему Старому свету.А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию транспортных средств, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы.Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 мм. При этот сам регламент составлен таким образом, что в нем нет однозначного запрета на использование «липучки» в летний период. Но не стоит злоупотреблять этим — высокие летние температуры и продолжительная эксплуатация на горячем асфальте негативно сказываются на мягком компаунде зимней резины. В жаркую погоду автомобиль буквально может потерять управление на поплывшей «липучке». А изношенная фрикционная резина запросто может и лопнуть.