В начале пятидесятых годов бомбардировщики окончательно проиграли истребителям гонку по максимальной скорости, однако крыло с изменяемой стреловидностью, теоретически, опять позволяло летать наперегонки с истребителями. С развитием средств ПВО большая высота полета уже не спасала бомбардировщики от зенитных ракет, поэтому была предложена концепция прорыва ПВО на малой высоте и сверхзвуке. Первыми воплотили эту концепцию в жизнь американцы, разработав в середине 60-х годов бомбардировщик F-111, а затем похожую машину – Су-24 – создали и в СССР. Оба самолета получили автоматическую систему управления полетом, позволявшую лететь на малой высоте с огибанием рельефа местности. В 2010 году последние F-111 были выведены из состава ВВС Австралии, а американцы с ними распрощались ещё в 1998 году. Советский Су-24 В отличие от своего американского оппонента, советский Су-24, принятый на вооружение в 1975 году, всё ещё находится в строю. Вернее, служить продолжает его модернизированная версия Су-24М, появившаяся на свет в 1983 году. Этот самолет стал во многом революционным, потому что до его появления ничего подобного в советских ВВС не было. Однако плюсы машины омрачали весьма существенные минусы, такие, как высокая аварийность и сложность технического обслуживания. Так как СССР после окончания Второй мировой войны был готов к началу Третьей, то практически все боевые самолеты выпускались большой серией, чтобы было чем воевать в случае затяжной войны. Не стал исключением и Су-24, который до прекращения производства в 1993 году был выпущен в количестве 1200 экземпляров. Став самым массовым фронтовым бомбардировщиком с изменяемой геометрией крыла в мире.Самолет массой 39 тонн мог брать бомбовую нагрузку массой 8 тонн, имел два двигателя, двух членов экипажа и на большой высоте развивал скорость 1700 км/ч. Также Су-24 был носителем ядерного оружия. Несмотря на то, что на период его строевой молодости пришлась Афганская война, в ней он практически не участвовал. Зато много повоевать ему пришлось уже после распада СССР, причем география его боевого применения была разнообразной: от стран СНГ до Ближнего Востока. Модернизированные Су-24М до сих пор служат в нескольких странах, включая Россию, но в недалеком будущем в российских ВКС они будут полностью заменены более совершенными бомбардировщиками Су-34. Стратегический Ту-22М В 1974 году начался выпуск советского стратегического бомбардировщика с изменяемой стреловидностью крыла – Ту-22М. Это была не просто глубокая, а глубочайшая модернизация бомбардировщика Ту-22, в результате чего на свет появился, фактически, новый самолет. Машина весила 126 тонн, развивала скорость 2300 км/ч, размах крыла составлял 34,8 и 23,3 метра, бомбовая нагрузка достигала 24 тонн. Ту-22М предназначался для нанесения ударов как по наземным, так и по надводным целям и мог использовать как крылатые ракеты, так и свободнопадающие авиабомбы. Разумеется. самолет являлся носителем ядерного оружия.В отличие от Ту-22, этот бомбардировщик в другие страны не продавался. Хотя после распада СССР самолет оказался на вооружении сразу трех стран: России, Украины и Беларуси. И если последняя страна все свои бомбардировщики передала РФ, то на Украине полсотни Ту-22М попросту утилизировали. Причем среди распиленных самолетов были новейшие модификации – Ту-22М3, которые начали поступать на вооружение только в 1989 году. Вместе с самолетами украинские военные уничтожили и более 400 крылатых ракет, собственноручно лишив свою страну весьма грозного оружия, какое на тот момент имели всего несколько стран в мире. Впервые Ту-22М совершил боевые вылеты во время Афганской войны, затем принимал участие в конфликтах на экс-советской территории, пришлось повоевать ему и в сирийском небе. За всё время службы зафиксирована единственная потеря от огня противника – в августе 2008 года один Ту-22М был сбит грузинской ПВО во время «Пятидневной войны». Несмотря на возраст, Ту-22М остается в строю российских ВКС и будет нести службу ещё долгое время, так как его попросту нечем заменить. Американский В-1В В начале семидесятых годов американская компания Rockwell International разработала сверхзвуковой стратегический четырехдвигательный бомбардировщик B-1A Lancer, который должен был стать преемником дозвукового B-52. Но после выпуска четырех опытных самолетов в 1977 году программа была закрыта. Однако скоро самолет получил право на второе рождение и после доработок проекта в 1985 году был принят на вооружение ВВС США под именем В-1В. Правда, если В-1А имел максимальную скорость 2300 км/ч, то В-1В мог разгоняться всего до 1330 км/ч. Вместе с тем вес боевой нагрузки увеличился почти вдвое, до 60 тонн. Кроме того, самолет мог летать на малых высотах в режиме огибания местности. В отличие от своего предшественника, В-1В получил увеличенную дальность полета, которая достигает 12 000 километров. И если В-1А мог использовать только управляемые ракеты и бомбы, то В-1В может наносить удары и обычными, свободнопадающими бомбами.Фактически американцы создали межконтинентальный стратегический бомбардировщик, выполняющий все функции ветерана В-52, только более скоростной, способный летать на малых высотах, менее заметный благодаря специальной радиопоглощающей окраске и более простой в эксплуатации. Своего рода «переходная модель» от архаичного дозвукового и устаревшего ветерана вьетнамской войны В-52 к сверхдорогому стелс-бомбардировщику В-2 Spirit. Но после распада СССР вместо прорыва советской ПВО B-1B пришлось решать совсем другие задачи. Так как Америка вступила в череду локальных конфликтов, то бомбардировщик использовался во всех военных кампаниях США начиная с 1998 года. Он активно применялся в Югославии, Ираке, Афганистане и Сирии и за всё это время ни один бомбардировщик не был потерян в результате воздействия противника. Хотя технические проблемы привели к нескольким серьезным катастрофам. В настоящее время В-1В остается в строю и отказываться от него американцы не собираются. Самый большой Советский и российский межконтинентальный четырехдвигательный стратегический бомбардировщик Ту-160 навсегда войдет в историю как самый большой, тяжелый и скоростной бомбардировщик в мире. И как последний принятый на вооружение самолет с изменяющейся стреловидностью крыла. На его счету и ещё один рекорд – он стал единственным самолетом в мире, который выпускается более 35 лет. И это, по-видимому, не предел. Ту-160 с полным правом можно считать «королем бомбардировщиков», потому что ни один из «стратегов» не имеет сопоставимых с ним характеристик. Максимальный взлетный вес самолета составляет 275 тонн, дальность полета почти 14 000 километров, бомбовая нагрузка – 45 тонн, максимальная скорость – 2200 км/ч, размах крыла 55,7 и 35,6 метра. Советские ВВС начали получать первые Ту-160 в 1987 году и так получилось, что почти два десятка машин оказались на Украине после распада страны. Часть самолетов Украина передала России в рамках погашения долгов за энергоресурсы, но десять бомбардировщиков постигла участь украинских Ту-22М: они были утилизированы.С окончанием Холодной войны и резким сокращением финансирования оборонных программ, производство Ту-160 в девяностые-нулевые годы было практически свернуто. За эти годы российские ВВС получали самолеты буквально поштучно, но ситуация улучшилась с появлением улучшенной модификации Ту-160М. Бомбардировщик прошел серьезную модернизацию и его выпуск фактически организован заново. А это означает, что российские ВКС будут стабильно пополняться новыми машинами, которые так и не имеют аналогов в мире. Впервые в боевых вылетах Ту-160 принял участие в 2015 году, нанося удары по занятой боевиками сирийской территории. Несмотря на то, что разработка Ту-160 началась ещё в семидесятые годы прошлого века, этот самолет имеет большой модернизационный потенциал, особенно по части авионики, а его уникальные характеристики и в наше время позволяют ему считаться грозным боевым комплексом. Не исключено, что в будущем, после того как уйдут на пенсию истребители и бомбардировщики разработки семидесятых годов прошлого века, Ту-160 останется единственным в мире самолетом с изменяемой стреловидностью крыла.