Многие страны, включая США, давно и успешно заменяют часть традиционного бензина биоэтанолом, получаемым из отходов. Повстречаться с этим видом топлива можно, к примеру, путешествуя на автомобиле по Европе. Стоит бензин, разбавленный спиртом, меньше обычного бензина марок 95 и 98. Но удастся ли на самом деле сэкономить, залив адскую смесь в бак вашего старенького авто, большой вопрос. Зачем вообще добавляют биоэтанол К спирту как к альтернативному источнику энергии развитые страны присмотрелись давно. И не просто присмотрелись, а начали активнейшим образом использовать. Получить спирт можно практически из любых органических отходов и из растений. Биоэтанол обычно производят из кукурузы, зерна и сахарного тростника. В отличие от обычного неэтилированного бензина, биоэтанол поглощает CO2, снижая выбросы парниковых газов. Иными словами, такое горючее значительно экологичнее обычного.Как распознать Распознать горючее со спиртом на заправке можно по маркировке. В России бензины маркируются буквами Аи с цифрами, обозначающими октановое число. В Европе же вам, в большинстве случаев предложат заправиться абсолютно иным горючим – Е5, Е10 и Е85. Маркировка дизеля там так же иная – В7, В10 и XTL. Как это вообще расшифровать?Всё просто: в бензине Е5 содержится до 5% биоэтанола, в Е10 – 10%, а в Е85 – все 85% спирта (почти полностью синтетическое топливо). Аналогичным образом дела обстоят с дизелем: в топливе В7 содержится 7% биодизеля, в В10 – 10%, а в топливо XTL полностью получено по альтернативной технологии – на основе возобновляемых компонентов. Можно ли вообще такое заливать? Все современные европейские машины с завода заточены под бензины со спиртом – альтернативное горючее в них можно лить без опаски. А вот модели, производимые и продаваемые у нас, могут со спиртосодержащим топливом быть несовместимы. К таковым относятся, в том числе, все модели, произведённые до 2002 года.Если автопарк в ЕС обновляется достаточно быстро, то граждане России в большинстве своём передвигаются на древних либо технически устаревших транспортных средствах. Проблемы более чем вероятны. Чтобы убедиться, что заливать в бак спиртосодержащее горючее действительно можно, нужно заглянуть в инструкцию по эксплуатации именно вашего автомобиля. По оценке британских властей, к примеру, в Соединённом Королевстве сейчас безбоязненно можно лить бензин E10 в баки 92,2% всех бензиновых автомобилей (с 2011 года все новые автомобили в этой стране изначально совместимы с E10). В остальных 7,8% случаев возможны проблемы.Что может пойти не так? Если вы ездите на стареньких «Жигулях» и им подобной технике (а может, и не очень стареньких физически, но старинных технически) и решитесь на заправку горючим со спиртом, проблемы возможны. Биоэтанол в топливе предъявляет дополнительные требования ко множеству компонентов автомобиля, от трубопроводов и шлангов до металлов и пласмасс, а главное – к программе управления двигателем.Биоэтанол приводит к разрушению бензиновых компонентов топливной системы – шлангов, прокладок, уплотнителей, а также нестойких к спирту пластмасс. Спирт смывает со стенок бака и трубопроводов застарелые отложения, вызывая засоры в форсунках. Сам автомобиль должен понимать, что ему приходится сжигать не обычный бензин, а модифицированный – это вшито (или нет) в программу управления двигателем. Требуются более гибкие алгоритмы программ.Спирт обладает меньшей теплотворной способностью. Если стехиометрическая бензино-воздушная смесь имеет пропорцию 1:14,7, то биотопливно-воздушная смесь должна иметь пропорцию 1:9 для Е100 и около 1:9,8 для топлива Е85. Иными словами, биоэтанола во впускной коллектор нужно впрыскивать в большем количестве, нежели бензина. Старые машины на таком горючем ехать просто откажутся. Типичные неисправности Если вы по ошибке или незнанию всё-таки бахнули в бак своего старенького авто бензин с биоэтанолом, возможен целый букет проблем. Вот лишь некоторые из них: зимой автомобиль, не рассчитанный под применение биоэтанола, может перестать нормально запускаться; на жаре в топливной системе могут образоваться паровые пробки – автомобиль начнёт глохнуть на ходу;топливные магистрали могут потечь из-за разрушения материалов и уплотнителей; на карбюраторной машине высок риск засорения и неправильной работы жиклёров; этанол может привести к окислению алюминия, цинка, латуни, меди и стали, покрытых свинцом или оловом. Алюминиевый бак, к примеру, с таким горючим несовместим. Спирт гигроскопичен: он впитывает влагу извне. Вода, которую биоэтанол поглощает из воздуха, провоцирует коррозию металлических деталей топливной системы. Что делать? Если вашему автомобилю стало нехорошо от новомодного топлива, в большинстве случаев помогает дополнительная заправка самым обычным бензином без спирта. Долив в бак с десяток-другой литров традиционного горючего, вы уменьшите концентрацию спирта и наверняка сможете двигаться дальше. У большинства транспортных средств доля спирта в бензине в объёме не более 10–15% никаких осложнений не вызывает. Не сказывается спирт и на ресурсе силового агрегата. Однако это вовсе не значит, что ваш автомобиль не входит в зону риска. Эксперименты действительно чреваты.