Опубликовано 28 декабря 2015, 13:00

Автопутешествие: «Открывая Россию» — магистраль

Забайкальский край, Республика Бурятия, Иркутская область не просто соседи. Через их территорию проходит участок БАМа, без которого 15-й этап «лэндроверовского» марафона «Открывая Россию» едва ли стал бы возможным.

Забайкальский край, Республика Бурятия, Иркутская область не просто соседи. Через их территорию проходит участок БАМа, без которого 15-й этап «лэндроверовского» марафона «Открывая Россию» едва ли стал бы возможным.

Автопутешествие: «Открывая Россию» — магистраль

Общая протяженность маршрута около 1700 км: Чита — пос. Чара — пос. Новая Чара — пос. Удокан — пос. Таксимо — Северобайкальск — Иркутск.

Автопутешествие: «Открывая Россию» — магистраль

Воздушно-ядерная прелюдия

Так вот ты какая, машина времени! Занавесочки на иллюминаторах и ретро-звучание динамиков в салоне Ан-24 РБ, на котором мы часа полтора добирались от Читы до поселка Чара, перенесли в 70-е. Даже точнее, в 1974 г. «Настя» (так в народе окрестили двухмоторник ОКБ Антонова) с бортовым номером RA-46697 — ровесница XVII съезда ВЛКСМ, где БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.

Короткий перелет стал полноправной частью экспедиции и по другой причине. В 30-е разведка трассы будущего БАМа велась с помощью нового по тем временам метода аэрофотосъемки, а в конце 40-х и середине 60-х самолеты в этих краях вновь стали «первым делом».

Автопутешествие: «Открывая Россию» — магистраль

Появись американские спутники-шпионы серии Corona на 10 лет раньше, они бы в 1949-м засекли необычайную активность советской транспортной авиации в районе забытого Богом поселка Чара, а дешифровальщики снимков обратили бы внимание на то, что пассажиров выводят на летное поле под конвоем. Так спешно создавался в горах Кодарского хребта объект «Стрела», он же п/я 81, он же «Борлаг», проходивший в документах под грифом «Совершенно секретно (особая папка)» и как Ермаковское свинцово-рудное управление.

Под свинцом, альбитом и иными названиями скрывался первый забайкальский уран. И хотя сталинская «Стрела» из-за неожиданно быстрого истощения месторождения «летела» лишь до 1951 г., все же начинка каких-то из ранних советских «изделий» родом с Кодара. А в 1966 г. авиация приняла активное участие в подготовке здесь первого из серии «чистых» атомных взрывов, с помощью которых предполагалось вскрыть крупнейшее в Союзе и третье в мире Удоканское месторождение меди.

Читать далее на сайте automobili.ru

Автомобильные новости