Аферисты стали массово наживаться на утилизации при обмене старых машин на новые
На федеральной программе, призванной помочь населению обновить свой парк и избавиться от автохлама, начали греть руки огромное количество мошенников.
Основной свой доход они получают с того, что большинство автолюбителей не знает правил сдачи машины в утиль в обмен на скидку. Да и откуда им эти правила знать, если Интернет есть далеко не у каждого.
Некий предприниматель в Красноярском крае арендовал стоянку и дал объявление в газете, что принимает автомобили на утилизацию. К нему сразу потянулись люди. Принимая от них автомобили, предприниматель обещал деньги выплатить позже и не выплатил. А машины попросту продал. Таким образом он наказал 120 человек.
Казалось бы, за время работы программы все тонкости утилизации уже должны быть понятны всем. Например, то, что денег на руки за отправленную в металлолом машину никому не выдают, а выдают лишь сертификат. И то, что этот сертификат выдают не сразу, а после соответствующих проверок. Однако мошенничество вокруг автохлама расцветает пышным цветом.
В Рязани в отношении официального дилера, получившего право на реализацию программы утилизации, заведено уголовное дело. Этому предприятию удалось надуть 200 человек. Общая сумма ущерба пока еще подсчитывается. Там способ облапошить ближнего своего был не менее топорный. Человек обращался в компанию, чтобы утилизировать свой автомобиль и прикупить новый. С ним заключался договор. Но одним из условий было то, что предоплату за новый автомобиль нужно внести сразу.
Впоследствии выяснилось, что договоры заключались с совершенно другой компанией, юридический адрес которой в Москве. А в Рязани на территории дилера эта фирма лишь арендовала помещение. Понятно, что через некоторое время компания попросту исчезла вместе с деньгами.
В редакцию обратился пенсионер, который пытался по программе утилизации сдать свой старенький "Москвич" 1977 года и приобрести какие-нибудь дешевенькие "Жигули". Он поехал в тот самый магазин, где когда-то приобретал свой раритет. И, как ни странно, несмотря на пройденные годы, там оказался автосалон. И даже не один. И все они предлагали утилизацию по госпрограмме. Менеджер заявил пенсионеру, что требуется пригнать машину к оценщику. Правда, оценщик стоит денег. Оценщик признал "Москвич" недоукомплектованным. Поэтому принять его по программе утилизации нельзя, сказали пенсионеру. Вся недоукомплектованность заключалась в том, что машина не заводилась. Менеджер предложил отремонтировать двигатель тут же, в сервисе салона. Правда, сумма за ремонт была солидная - почти такая же, как предполагаемая скидка на новый автомобиль.
Как дальше могла бы развиваться эта история? "Москвич" бы приняли и даже дали бы скидку (тысяч 10 рублей) при покупке нового автомобиля. Но это все не утилизация в рамках государственной программы.
А таких контор по стране чуть ли не на каждом углу. Что ни автосалон, что ни автостоянка - везде якобы работает программа утилизации.
Как рассказал "РГ" начальник отдела продаж официального дилера АвтоВАЗа Юрий Белозеров, буквально рядом с салоном находится точно такая же контора, которая заявляет, что принимает машины по госпрограмме. Только скидка там предоставляется странная: 20 тысяч рублей. И чтобы ее получить, машину нужно пригнать к оценщику, который за свои услуги берет деньги.
Как уберечься от таких мошенников? В первую очередь надо обращаться только к официальным дилерам. Их список можно посмотреть на сайтах минпромторга или автопроизводителей, например на сайте АвтоВАЗа. Проблема в том, что Интернет есть далеко не у каждого.
Вот, например, у пенсионера, который обратился в редакцию "РГ", его нет. Каких-либо специальных документов, подтверждающих право дилера работать по госпрограмме, кроме бланков свидетельств об утилизации, тоже нет. Вся информация об этом - тоже на сайтах. Таким образом пенсионеры, которым программа утилизации больше всего на руку, остаются без информации. Чтобы не попасть в лапы жуликов, нужно обязательно проверить, участвует ли выбранный вами автосалон в программе утилизации.
Самое главное, ее реализацией может заниматься только официальный дилер. По словам Юрия Белозерова, в автосалоне должен быть сертификат дилера со своим порядковым номером. В нем указывается номер дилерского соглашения и срок его действия. Еще одна примета официального дилера - цены. Они должны быть те, которые рекомендует завод. Правда, проверить их правильность обычный автолюбитель может тоже только выйдя в Интернет. Если рекомендованные цены и цены салона разнятся на 10-20 тысяч, это уже должно насторожить потенциального покупателя. Конечная стоимость автомобиля может быть и больше за счет дополнительного оборудования. Но изначально должна быть указана цена базовой версии.
Признаком того, что вместо дилера вы попали в автосалон к мошенникам, служит и нарушение процедуры утилизации. А какой она должна быть по правилам?
Человек приезжает в автосалон с документами на автомобиль. Менеджер проверяет, подпадает ли этот автомобиль под госпрограмму. То есть машина должна быть старше 10 лет и находиться в собственности не менее года. Сам автомобиль должен быть комплектен: на месте двигатель, колеса, руль, аккумулятор, сиденья - в общем, все жизненно важные агрегаты.
Далее он платит не более трех тысяч рублей за утилизацию и получает на руки комплект документов: предварительный паспорт продажи того автомобиля, который он хочет приобрести с утилизационной скидкой, и свидетельство об утилизации вышедшего из эксплуатации транспортного средства в пяти экземплярах.
С этим свидетельством и с номерами от своего автомобиля он едет в ГИБДД и снимает машину с учета как утилизированную. Получает на всех пяти экземплярах соответствующий штамп и возвращается в салон, где отдает все бумаги.
Его ставят в очередь на автомобиль. Если та машина, которую он хочет приобрести, есть в салоне, то стать ее владельцем можно и в этот же день. Если нет, то придется подождать, когда ее выпустят на заводе и пригонят. Срок действия свидетельства - 150 дней. Однако этого вполне хватает на все - от момента первого посещения автосалона до получения машины. Оставшуюся сумму платят тогда, когда машину можно забирать.
Scriptio: Владимир Баршев.