Опубликовано 08 августа 2021, 01:35
4 мин.

А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965

Вспоминаем героя анекдотов и объект насмешек, который открыл советским гражданам дверь в мир доступной техники.
ЗАЗ-965 «Запорожец», выпускавшийся с 1960 по 1969 год, — это гадкий утенок отечественного автомобилестроения. Крошечный и кургузенький, с шумным двигателем воздушного охлаждения и тесным салоном, но любопытной родословной, интересными техническими решениями и даже ролью в одном из фильмов про Джеймса Бонда! Сегодня не будет ни анекдотов о «горбатом», ни оценки его как продукта. Только факты и ничего кроме фактов!
  1. Начнем с того, что «девятьсот шестьдесят пятый» изначально не имел отношение к Запорожскому автомобильному заводу. Его разрабатывало предприятие МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей), которое подарило стране марку «Москвич», и Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Проектирование малолитражки стартовало во второй половине пятидесятых годов. В стране тогда как раз назрели предпосылки для появления доступного массового и непритязательного народного транспорта. Согласно техзаданию, на свет должен был появиться автомобильчик малого класса, «сухой» массой в районе 600 кг и с двигателем мощностью порядка 25 л.с.
А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965
  1. Первой принципиальной проблемой оказалась компоновка. Львиная доля тогдашней техники имела силовой агрегат спереди и задние ведущие колеса. Для «малыша» проторенная инженерная дорожка решительно не годилась, ибо грозила избыточной массой и большой высотой. Достаточно вспомнить «Москвич-402» и представить его в более скромном форм-факторе, чтобы понять, о чем идет речь. Оптимальным же для малолитражек считалось расположение компактного двигателя и коробки передач сзади, как у легендарного Volkswagen Kafer или Fiat 600.
А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965

Здесь у внимательного читателя возникает закономерный вопрос — почему разработчики не остановились на переднеприводной компоновке? Действительно, в XXI веке она видится самым логичным и едва ли не единственным вариантом для микроавтомобиля, за редким исключением вроде заднеприводного спорткара-малютки Honda S660 с двигателем в пределах колесной базы поперечно позади салона. Но шестьдесят лет назад дела обстояли иначе. Переднеприводники не успели получить широкого распространения даже на Западе.

А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965

Развертывание производства подобной передовой техники в СССР было сопряжено с рядом объективных трудностей. Например, с разработкой и выпуском ШРУСов (шарниров равных угловых скоростей).

А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965
  1. Fiat 600 упомянут выше не случайно. Советские инженеры использовали его в качестве отправной точки, что отчетливо читается в схожей стилистике экстерьера «Запорожца» и панели приборов. Оформление задней части кузова у автомобилей разное. Fiat отличается скошенной стенкой, а у ЗАЗа она представляет собой выступающий характерный «горб», за который малолитражка получила свое народное прозвище.
А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965
  1. Одна из интересных особенностей ЗАЗ-965 связана с технологией производства. Простота и дешевизна не позволяли использовать сборочные принципы, которые широко применялись для уже существовавшей на тот момент техники. Так, сваренный из множества деталей кузов был в порядке вещей, но не годился для «Запорожца». Решение подсказал итальянский прообраз. В частности, боковины, как и у Fiat 600, представляли собой единые штампованные детали.
А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965
  1. Советские инженеры не копировали Fiat досконально, а внедряли решения сообразно отечественным эксплуатационным условиям, реалиям и задачам. Яркий пример тому — двигатель. «Шестисотый» оснащался рядным четырехцилиндровым агрегатом жидкостного охлаждения. Советским гражданам не приходилось рассчитывать на подобные роскошества. «Запорожец» получил собственный и поистине оригинальный мотор — V-образную «четверку» воздушного охлаждения объемом 746 «кубиков» (23 л.с.). На обновленном ЗАЗ-965А, (выпускался с 1962 года) применили 887-кубовый двигатель мощностью 27 л.с. Позже отдача выросла до 30 л.с.
А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965
  1. Система охлаждения шумного моторчика заслуживает отдельного внимания. Воздух попадал в моторный отсек через боковые «жабры», а затем втягивался большим, венчающим двигатель вентилятором в оребрение блока цилиндров и головок.
А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965
  1. Подвеска ЗАЗ-965 заметно отличается от таковой у Fiat 600. Спереди у советского автомобильчика поперечные торсионы, а не независимая схема на поперечной рессоре. Последняя не годилась для отечественных «направлений» из-за своей короткоходности и хлипкости. Сзади, как и у «Фиата», независимая пружинная подвеска.
А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965
  1. Габариты «горбатого» «Запорожца» столь малы, что он теряется на фоне микроскопической современной Kia Picanto. Его длина – 3300 мм, колесная база — 2023 мм, ширина — 1395 мм, высота — 1450 мм. Не машина, а игрушка! Неудивительно, что вместительностью ЗАЗ-965, прямо скажем, не блещет. Багажника и вовсе нет. Там, где он по идее должен находиться, обитает запасное колесо, топливный бак, набор инструментов и грелка воды для стеклоомывателя.

  2. Двери ЗАЗ-965 открываются не как у типичного легкового автомобиля, а против направления движения. Аналогичная конструкция, известная как suicude doors (двери для самоубийства), применялась на Fiat 600. Кстати, в случае с «горбатым» пугающее прозвище отчасти оправдано — неплотно закрытые двери могут открыться прямо во время движения.

А теперь — «горбатый»: 10 фактов про ЗАЗ-965
  1. Советская малолитражка снималась в разных фильмах, начиная с милой комедии «Три плюс два» и заканчивая экшеном «Золотой глаз», семнадцатом фильме бондианы с Пирсом Броснаном в главной роли. По сюжету, на синем ЗАЗ с багажником на крыше ездит агент ЦРУ и резидент в России Джек Уайд. Он встречает Бонда-Броснана в аэропорту Пулково, но «Запорожец» ломается и — о, чудо! — закипает. Цээрушник чинит автомобиль, приговаривая, что тот никогда его не подводил. А затем запускает двигатель с помощью кувалды.
Автомобильные новости