В этом году Великой Победе исполняется 75 лет. На протяжении четырех лет советский народ сражался за выживание и свободу. И не последнюю роль в этой победе сыграли автомобили. В честь памятной даты мы вспоминаем несколько знаковых автомобилей, которые сыграли самые заметные роли как в театре боевых действий, так и исполняя гражданский долг. ГАЗ-ММ Знаменитая "полуторка" стала одним из тех автомобилей, силами которых была выкована победа. Это почти полностью американский Ford AA, который поначалу в СССР назывался НАЗ-ММ из-за того, что завод начал строиться, когда Нижний Новгород еще не был переименован в Горький.Грузовички ГАЗ-ММ собирали из машинокомплектов, привезенных из США, в Москве и Нижнем Новгороде. Но русские инженеры нашли слабые места в американской технике и немного адаптировали технику под российские условия. Немного переделали подвеску, сменили картер сцепления и рулевой механизм, сделав их надежнее. До ума автомобиль довели, когда поставили на него мотор от "эмки" - знаменитого ГАЗ-М. Но это было еще до войны - в 1934 году. А в военное время "полуторку" начали постепенно упрощать, чтобы ускорять и удешевлять производство. С грузовика сняли правую фару, зеркало заднего вида, бампер и даже глушитель. В жертву принесены были передние тормоза и клаксон. Округлые крылья сменили на топорные листы из кровельного железа.Когда стало совсем тяжело, "полуторка" представляла собой тень самой себя. Кабина собиралась из деревянного каркаса и обивалась тканью, вместо дверей был простой брезент, даже кресло водителя было просто из дерева - никакой мягкой обивки. В салоне рычаг КПП без набалдашника, амперметр, показатель уровня топлива и три педали. Это был военный ГАЗ-ММ-В, который отправляли на фронт, и был настолько простым по очень простой причине: зачастую они не жили дольше нескольких дней, так что экономия была оправдана. Интересный факт: в серьезную горку "полуторка" взбиралась исключительно задним ходом из-за отсутствия бензонасоса - топливо поступало в мотор гравитационным способом. Volkswagen Typ 82 Kubelwagen Пожалуй, это самый известный немецкий автомобиль Второй Мировой, который берет корни от гражданского "Жука", известного также, как KdF-Wagen. Фердинанд Порше разработал прототип еще в 1938 году. Его назвали Typ 62 и в течение первого года войны и польской кампании его доработали, доведя до Typ 82, который пошел в серию в 1940 году.Огромный дорожный просвет в 290 мм, 16-дюймовые диски, складной брезентовый верх, облегченный кузов, складное ветровое стекло, жестяной кузов из усиленных листов и межколесный дифференциал. Вот секрет успеха знаменитого немецкого "ведромобиля" - именно так можно перевести название "Кюбельваген". Есть байка, что он был настолько легким, что мог спокойно пересечь поле танковых мин - они просто на нем не срабатывали. И это при том, что у Typ 82 была такая роскошь, как печка. ГАЗ-64 и ГАЗ-67 Вот уж действительно незаменимый во время войны внедорожник. Но "виноватыми" в его создании оказались американцы. Генерал-майор Тягунов, заинтересовавшийся публикацией в газете о поставке 30 тыс. Ford Pigmy армии США. В общем-то, примерно так и появился знаменитый "козел" ГАЗ-64. Он был невероятно проходимым для своих времен и отличался высокой ремонтопригодностью и неприхотливостью в обслуживании. Ел практически любое топливо, не в пример американским "виллисам".В 1943 году автомобиль модернизировали, а результат назвали ГАЗ-67. Новинка отличалась расширенной колесной базой, усиленной подвеской и увеличенной мощностью двигателя. Кстати, мотор у "козла" вместе с коробкой передач на четыре ступени были от той же "полуторки". Правда, из-за того, что сам автомобиль стал и больше, и тяжелее, динамические характеристики стали чуть скромнее.ЗИС-6 "Катюша" Воспетый в фольклоре автомобиль с ракетной установкой мог вполне быть построен на базе ЗИС-5, но не хватило прочности. Грузовик оказался перегруженным, с плохой проходимостью, шасси не справлялось с нагрузками от интенсивной стрельбы. Именно поэтому под "Катюшу" был выбран более надежный вариант ЗИС-6. Для постройки опытных образцов грузовики буквально изымались из парков различных гражданских организаций в каких угодно модификациях: хоть с бортовой платформой, хоть с чем. На самом деле, "катюшей" звалась не сама машина, а реактивная система залпового огня БМ-13, которая пользовалась популярностью у рабоче-крестьянской Красной армии. Именно эту систему устанавливали на ЗИС-6. В итоге, получился образ, навсегда вошедший в историю.Под капотом ЗИС-6 стоял 5,5-литровый бензиновый мотор на 73 силы, который позволял развивать скорость до 55 км/ч. Отметим, немаленький топливный бак в 105 литров, который был нужен для переброски на дальние расстояния. Ford GPW Willys Автомобиль, который стал иконой американского автопрома и рожденный в конкуренции компаний Willys-Overland и Bantam. С момента постановки задачи до первого представленного прототипа прошло всего три месяца. К сентябрю 1940 года Bantam показал армии США плохой, но прототип.В конкурс затем подключился Ford со своим знаменитым "пигмеем" Pigmy, который и выиграл первый этап конкурса. Но в итоге, в июне 1941 года начался серийный выпуск Willys. Но поскольку у компании не было мощностей для обеспечения заказанного объема автомобилей, был выбран альтернативный поставщик, которым стал Ford. В 1942 году по программе ленд-лиза Ford GPW Willys стал поступать в расположение Красной армии, причем в разных версиях. У этого отлично зарекомендовавшего себя автомобиля была масса полезных функций. Его использовали для разведки, для перевозки командирского состава и даже в качестве пушечного тягача. В добавок ко всему, на "виллисы" устанавливали пулеметы и другое стрелковое оружие, а также использовали их в качестве "скорой помощи".Автомобиль оснащался рядной "четверкой" объемом 2,2 л мощностью 54 силы, а максимальная скорость внедорожника составляла 104 км/ч. "Виллис" прекрасно справлялся со своей задачей внедорожника и уверенно чувствовал себя за пределами дорог. Он мог преодолеть брод глубиной до 1,5 метров. Единственным серьезным недостатком оказалась плохая подготовка к советскому топливу и маслу.