Отыскать автомобилиста, который никогда не сталкивался с проблемами запуска мотора при минусовых температурах, в России практически невозможно. С приходом холодов все скрытые «болячки» автомобилей резко обостряются. Рассказываем, почему это происходит, и называем большинство возможных причин затруднённого пуска двигателя. Самостоятельно разобраться в проблеме неуверенного запуска мотора при минусовых температурах значительно проще, чем может показаться на первый взгляд. Все причины давно изучены и систематизированы, поэтому справиться с ними под силу большинству обычных автолюбителей. 1. «Уставший» аккумулятор Наиболее распространённой и простой проблемой с наступлением холодов является неисправный аккумулятор. Диагностировать его поломку можно по множеству признаков, начиная с показаний «глазка» на самой батарее и заканчивая вялой прокруткой стартера при пуске.Аккумуляторная батарея любого автомобиля – расходник, который нередко служит не более 3–5 лет. Рано или поздно ёмкость батареи снижается настолько, что она перестаёт нормально выполнять свои функции. Если во время пуска стартер медленно и натужно прокручивает двигатель или в процессе наблюдается сильное снижение оборотов, а свет начинает мерцать или гаснуть, настало время подумать о покупке новой батареи или о срочной реанимации имеющейся. Аккумуляторы не любят низких температур. Даже новые и заряженные экземпляры с трудом переносят 25–30-градусные морозы. Это связано со снижением плотности электролита и сильным падением мощности на холоде. На них нельзя ездить зимой: автомобили только для летнего сезона2. Неисправный генератор Если ваша батарея ещё почти новая, но с трудом справляется со своей задачей даже в лёгкие холода, искать причину неприятностей с пуском нужно в генераторе. Именно от него зависит то, насколько хорошо подзаряжается батарея. Генератор на многих автомобилях расположен в крайне неудачном месте и почти постоянно принимает грязевые ванны из атмосферных осадков и реагентов, одновременно подвергаясь воздействию высоких температур. Всё это становится причиной окисления клемм, разъедания обмоток, износа щёток и выхода из строя реле-регулятора. Генератор попросту перестаёт снабжать бортовую сеть автомобиля требуемым напряжением. Аккумулятор полностью не заряжается или напротив выкипает от систематического перезаряда и разрушается. В холодном состоянии он не может нормально прокручивать стартер. При этом контрольная лампа на приборной панели активируется далеко не всегда – проблема может оставаться незамеченной.3. Утечка тока в бортсети Иногда аккумуляторную батарею во время стоянки автомобиля практически в ноль разряжают всевозможные потребители. Как правило, такими пожирателями тока становятся нештатные устройства, установленные автовладельцем – охранные системы, подогреватели и прочие полезные девайсы. Современные автомобили во время стоянки никогда не бывают полностью обесточенными, в небольших количествах они потребляют ток, накопленный аккумулятором, однако эти потери не критичны. Иное дело, если какое-то оборудование подключено неправильно или нарушена целостность проводки. Идентифицировать такую неприятность обычно несложно. Большинство сигнализаций поднимают тревогу при сильном разряде батареи. Если во время стоянки начинает без причин горланить сигнализация, ищите утечку тока.4. Неисправный стартер Случается, что автовладелец при попытке завести машину поворачивает ключ в замке зажигания, но ничего не происходит или из подкапотного пространства идёт зловещий скрежет. Виной тому обычно бывает стартер. При этом видов его поломки существует великое множество. Наиболее часто проблемы возникают именно с наступлением холодов: окисляются контакты втягивающего реле, закисают втулки или происходят замыкания в обмотках. Электромотору не хватает мощности для прокрутки маховика промёрзшего двигателя. Если трансмиссия вашего автомобиля механическая, попробуйте выжать сцепление во время запуска – этим вы можете серьёзно облегчить работу стартеру.5. Срабатывание блокировки запуска Большинство современных автомобилей снабжены вшитой в программу управления двигателем блокировкой запуска. При чрезмерной просадке напряжения в бортовой сети электронный блок управления двигателя автомобиля попросту не даёт команду на активацию форсунок и катушек. Стартер может прокручивать коленчатый вал двигателя вхолостую. Первопричиной проблемы чаще всего становятся севший аккумулятор и его плохая зарядка.Ещё одной причиной затруднений пуска двигателя в холода является активация блокировки иммобилайзера. При такой неисправности автомобиль не может считать электронный код и не разрешает запуск двигателя. Как правило, это происходит из-за севшей батарейки в брелоке нештатной сигнализации, которая тоже не любит низких температур. Как правильно согреть трансмиссию студёной осенью и зимой 6. Неисправности в системе зажигания С наступлением холодов обостряются все поломки системы зажигания. В этом случае двигатель может запускаться с трудом и работать с заметными перебоями. Проблемы возникают и со свечами зажигания, и с высоковольтными проводами, и с катушками зажигания. В большинстве случаев они объясняются нарушением целостности изоляции и банальным отсыреванием. Довольно часто система зажигания начинает «шить» на массу через микротрещины в изоляции, а высоковольтные провода – искрить и светиться. 7. Неправильное смесеобразование Порой двигатель автомобиля не запускается и по весьма небанальной причине – из-за ошибок в подготовке топливной смеси и выставлении угла опережения зажигания блоком управления двигателя автомобиля. Вычислить такую неисправность можно лишь диагностическим сканером. Возникает проблема из-за неправильных показаний температурных датчиков: система готовит слишком богатую или бедную смесь, которая не может нормально воспламениться. Запустить двигатель удаётся лишь после длительной прокрутки стартером или при нажатии на педаль газа.8. Неправильное масло При выборе неправильного, слишком густого масла, автомобиль также может испытывать проблемы с запуском. С наступлением холодов моторное масло может загустеть настолько, что стартер просто не сможет прокручивать двигатель. Особенно внимательными нужно быть автовладельцам, применяющим дешёвые минеральные или полусинтетические масла. Чем гуще смазочный материал, тем дольше будет длиться масляное голодание вашего мотора и тем сильнее уменьшится его ресурс из-за частых запусков в холода. Как правильно «законсервировать» автомобиль на зиму9. Сильный износ двигателя Если цилиндропоршневая группа двигателя автомобиля чрезмерно изношена, на холоде также могут наблюдаться проблемы с пуском. В «уставших» моторах компрессия сильно падает и держится исключительно за счёт масла, которое заполняет собой пространство между стенкой цилиндра и поршневыми кольцами. При пуске на морозе масло не успевает поступать к этим деталям и, вдобавок, быстро смывается бензином – автомобиль отказывается нормально заводиться.10. Плохое топливо Наиболее часто топливные проблемы настигают в холода владельцев дизельных автомобилей. В морозы неправильная солярка густеет настолько, что превращается в желе и перестаёт поступать в форсунки. Однако и владельцам бензиновых машин сильно расслабляться не стоит: в бензине содержится немало воды, которая с наступлением холодов оседает в топливном баке, захватывается бензонасосом и даже замерзает в топливных магистралях. Причин появления воды в бензине две: это может быть как изначально разбавленное топливо, так и конденсат, естественным путём образующийся в топливном баке. Почему поднимать «дворники» на ночь нельзя ни зимой, ни летом