Путешествия7 мин.

Тематический автомобильный маршрут по Черногории: венецианское наследие

От Тивата до Херцег-Нови по извилистой дороге, с одной стороны которой возвышаются скалы, а с другой — плещется море

© Екатерина Липатова / quto.su

Черногория — крошечная страна, готовая предложить туристу любой вид отдыха: пляжный «тюленинг», экскурсионный забег, горные восхождения, деревенскую романтику и потрясающие виды, которые открываются из окна автомобиля. С учетом мягко говоря слабо развитого общественного транспорта в стране, перемещаться по Черногории лучше за рулём, например, арендного автомобиля. На протяжении нескольких сотен лет кто только не владел лакомым кусочком вблизи Адриатического моря: венецианцы, турки, австро-венгры, сербы. Все они оставили след на той территории, где сейчас расположена восхитительная Черногория. В этой публикации предлагаем проехаться по той части страны, наибольший след в которой оставили венецианцы.

Маршрут от Тивата через города Котор, Доброта, Пераст, Рисан к Херцег-Нови займет от 3 до 8 часов в зависимости от того, сколько достопримечательностей захочется посетить, и сколько традиционных черногорских чашек кофе, плескавиц и морепродуктов поместится в организм путешественников.

Поездка вдоль Которского залива приятна сама по себе, даже без непосредственных прогулок по городам. Бока Которска — это живописный фьорд, окруженный горами, у подножия которых, на берегу моря, раскинулись старые венецианские города со средневековыми каменными домами, церквями и дворцами.

Тиват

В городе Тиват туристы и местные жители стягиваются к марине Порто Монтенегро — современному проекту с длинной набережной, ресторанами, бутиками и пришвартованными дорогими яхтами. Пожалуй, это одно из немногих лакшери-местечек в Черногории. На набережной Пине часто проходят крупные концерты, праздники и фестивали. Например, к Новому году устанавливают каток под открытым небом, открывают ярмарку с традиционными напитками и угощениями, в феврале проводят карнавалы в честь праздника моря.

Рядом с мариной, в центре города, работает Музей морского наследия, в нем выставлены объекты, которые были подняты со дна Адриатического моря вблизи Тивата: подводные лодки, дневники черногорской принцессы, военное оборудование и пр. В Средние века здесь базировался венецианский торговый флот, позднее — база австро-венгерского военного флота, затем — югославского. Рядом со входом в музей стоит большая 50-метровая югославская подводная лодка, внутри которой проводят экскурсии.

Местные жители выстраиваются в очередь в жаркий день у мороженицы Moritz Eis — этот «сладолед» (так на сербском называется мороженое) любят за натуральность и необычные вкусы, например, черный или белый шоколад, латте, дыня с имбирем, лимон с мятой.

Удобная парковка рядом с набережной находится на улице Арсеналска, стоит от 60 до 80 центов в час в зависимости от сезона.

Котор

Этот город входит в обязательную программу большинства туристов. Ему несколько тысяч лет, в разные годы в его стенах жили иллирийцы, римляне, византийцы, сербы и австро-венгры. Благодаря отпечатку, который оставили разные культуры и народы, старый город вошел в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Город состоит из каменных массивных дворцов и церквей, домов с черепичными крышами и деревянными ставнями, подвешенного над головами белья, скользкой стертой веками брусчатки, средневекового лабиринта узких улиц.

На скалах горы, у подножия которой находится Котор, византийцы построили крепостную стену на высоте 280 метров. Виды из крепости святого Иоанна считаются лучшими на город. Взору откроется Которский залив, в котором с трудом разворачиваются огромные круизные лайнеры, и черепичные крыши домов, плотно прилегающие друг к другу, похожие на печенье в треугольной тарелке. Именно из крепости сделаны большинство фотографий для буклетов, рекламирующих Черногорию туристам.

Чтобы полюбоваться на это великолепие, придется подняться пешком по 1400 ступеням, потратить несколько часов на подъем и спуск. С мая по октябрь проход к крепости стоит 8 евро, в несезон — бесплатно.

Парковка в Которе расположена через дорогу от ворот, ведущих в старый город, час стоянки стоит 1 евро. Еще одна парковка расположена чуть дальше — за рекой, у торгового комплекса Kamelija, она вмещает больше машин и стоит дешевле — 60 центов в час.

Доброта

Крошечный поселок во многих путеводителях называется одним из районов Котора. Основные точки притяжения в нем — старые средневековые церкви. Например, церковь святого Ильи Пророка была построена еще в 11 веке и считается самой старой из сохранившихся в Черногории. Она расположена на возвышенности, поэтому у входа в храм открывается панорамный вид на бухту, город и ближайшие города. В церкви Святого Евстафия внутри находится сразу семь мраморных алтарей, скульптуры и фрески, коллекция картин с изображениями местных мореплавателей, большая библиотека, а главной реликвией считается коллекция кружев, над которыми трудились жены моряков, пока те были в море.

Совсем недавно в Институте биологии моря в Доброте открылся первый океанариум в Черногории, в нем собраны виды рыб и животных, которые обитают на дне Адриатики: от очаровательных морских коньков и крабов до пугающих мурен.

Пераст

По дороге из Доброты в Пераст в поселке Дражин Врт расположена самая популярная среди русскоязычных туристов устричная ферма «У Милоша». Ориентир — ярко-розовая Audi, припаркованная вдоль дороги. Мидии и устрицы, которые подают здесь гостям вылавливают из моря прямо на ваших глазах.

Пераст долго был пограничным городом между территориями Османской империи и Венецианской республики, а затем стал морским центром Адриатики. В конце 18 века в Перасте открылась школа мореплавателей, где учились будущие капитаны венецианского флота и даже русские дворяне. Моряки строили здесь вычурные дворцы и церкви в стиле барокко, некоторые из них сохранились до сих пор. Например, во дворце капитана Буйовича сейчас работает городской музей, в котором собраны портреты моряков и их парусников, дипломы учеников морской школы, модели кораблей, навигационные карты, сохранившиеся украшения и детали костюмов местных жителей разных эпох.

Два острова в заливе тоже считаются территорией Пераста. Местные жители за 5−15 евро возят к ним туристов. На искусственном острове Госпа од Шкрпьела стоит белоснежная церковь Богородицы на рифе. По легенде, она была построена на том месте, где моряки после крушения корабля в шторм нашли икону Богородицы. Чтобы создать остров, на этом месте затапливались старые и захваченные пиратские парусники и лодки. А власти города обязали каждый корабль, приходивший в Пераст, кидать камни к месту будущего острова. На строительство рукотворного острова ушло 200 лет!

На втором острове Святого Георгия расположен мужской монастырь. Высадиться на остров нельзя, он закрыт для туристов, но лодки обходят его по кругу, чтобы рассмотреть. Монастырь настолько живописно утопает в вечно зеленых кипарисах, что, возможно, именно этот остров стал прообразом известной картины «Остров мертвых» Арнольда Беклина.

Рисан

Это самый старый город Черногории. В городе сохранилось несколько римских мозаик, датируемых 1–3 веками. Чтобы на них посмотреть, нужно заплатить 5 евро.

По сравнению с шумными Котором и Перастом, город Рисан — рай для интроверта. В 17–18 веках это была крупная торговая точка на карте современной Черногории. Наполовину разрушенный и заросший плющом дворец Ивеличей находится на основной улице Габелла. Выходцы из этой семьи даже служили в Российской империи, самый известный из них — граф Марк Ивелич, дослужившийся до звания сенатора.

Херцег-Нови

Город расположен на скалах, поэтому большинство улиц — это не мостовые, а лестницы. Куда бы ни захотелось пойти, придется преодолеть десятки и сотни ступенек. Старый город состоит из нескольких площадей и парочки улиц — он совсем небольшой. Херцег-Нови дольше других городов Которской бухты входил в состав Османской империи, поэтому смесь боснийской, турецкой, венецианской, австро-венгерской культур особенно заметна. Вспомните, как выглядят города из фильмов Кустурицы — любой из них можно было бы снять в Херцег-Нови.

Разнокалиберные и разноцветные дома понатыканы без какого-то архитектурного плана: на старинных дворцах сверху надстроены веранды коммунистического периода. В большие каменные оконные рамы вставлены обклеенные рекламой стеклопакеты. Черепичные крыши, зеленые ставни, коричневые мостовые — архитектурный декаданс. Эта мешанина из культур, времен, форм и цветов отражается и в главном символе города — часовой башне. Она была построена турками в середине 17 века в восточно-европейском стиле. В 19 веке, во времена австрийского владычества, башне надстроили верхушку в романском стиле с каменными «зубцами». А в 20 веке сербы заменили исторические механические часы на новые с электронным механизмом.

Внутри башни хранится барельеф «Черная Мадонна» из закоптившегося дерева. А рядом с башней русские коллекционеры недавно открыли музей Михаила Булгакова, посвященный творчеству писателя и истории создания Белой армии.

Живительный воздух в окрестностях Которской бухты и особенно Херцег-Нови сочетает в себе хвойные ароматы леса, цветочные ноты и йодистый запах моря — атмосфера вдоль залива считается особенно полезной для тех, кто страдает от аллергий и заботится о здоровье верхних дыхательных путей.

В Херцег-Нови автомобиль удобнее всего парковать на ул. Вранковича — эта парковка ближе всего к центру.

Если на обратной дороге в сторону Тивата воспользоваться паромной переправой между поселками Каменари и Лепетане, можно сэкономите 40 км и целый час. Паром ходит каждые 15 минут, стоимость билета с автомобилем — 5 евро.

В следующих публикациях расскажем о еще двух маршрутах — о городах в восточном стиле, которые дольше всего находились под влиянием Османской империи, и об «истинной» Черногории, где местные жители долгое время скрывались от турецких захватчиков. На каждом из этих маршрутах Черногория раскрывается совсем с разных сторон, что отражается в архитектуре, природе и даже еде.

Источник фото:Екатерина Липатова / quto.su