Практика6 мин.

Всё, что нужно знать о ГБО — газобаллонном оборудовании автомобиля

А у нас в машине газ, а у вас?

© Adobe Fotostock

Стоимость горючего на заправках снова бьёт рекорды и давит петлёй на семейный бюджет, поэтому многие водители опять принялись за поиски путей экономии. Тема установки газа возвращается в тренды, и многие, кто раньше не решался испытать на себе и своём автомобиле этот жизненный путь, записываются на установку баллона. Но стоил ли игра свеч, и принесёт ли газ ту самую экономию? Подробнее — на quto.su

Идея заменить перевести автомобиль с бензина на газ разделила российское автомобильное сообщество на две примерно равные части: одни считают это обязательным и весьма выгодным решением топливной проблемы, другие — кустарщиной и бредом. Каждое повышение цен на бензин эти социальные массы будоражит и перемешивает, как и каждый новый отклик на инсталляцию, зачастую совсем неуспешную, в очередную новинку очередного автопрома.

Одним словом, тема практически вечная и точно достойная обсуждения. Хотя бы в рамках осознания что и с чем едят, какие бывают варианты, а так же какие достоинства и недостатки эта «монета» имеет. Погнали!

© Adobe Fotostock

Что такое ГБО?

Итак, для вращения коленвала необходимо обеспечить взрыв в камере сгорания, который и толкнёт поршень вниз. Смесь из воздуха и бензина подаётся по адресу, далее в дело вступает свеча. Короткая искра — и вот оно, чудо. Де юре, бензин разделяется современной форсункой на такие мелкие капельки, что практически переводится в иное, близкое к летучему состояние.

Чего бы сразу не заменить на газ? Сказано — сделано: меняем состав смеси, получаем результат. Сначала, на первых поколениях ГБО, была лютая потеря мощности, да такая, что в некоторых случаях, в горах, например, приходилось переходить обратно на бензин, но сегодня систему знатно доработали, а качественное оборудование и добротная установка позволяет ездить повсеместно без каких-либо ограничений и негативных эмоций.

© Adobe Fotostock

Какое бывает ГБО?

Газобаллонное оборудование бывает двух видов, вернее, под два разных вида газа: СУГ, он же LPG, он же пропан и бутан, он же сжиженный нефтяной газ, а так же метан, он же CNG, или сжатый природный газ. И тот, и другой запросто могут быть использованы в качестве автомобильного топлива, однако различия между ними есть. Первый — СУГ — продукт нефтепереработки, который переводится в жидкое состояние, попадая под давление. Он и хранится-то под давлением в 8 бар! Второй — сжатый природный газ — представляет собой метан, сжатый в сто раз от первоначального объёма. Как правило, именно он заставляет гореть газовые конфорки в домах по всей России. И это самое дешёвое топливо, которое вы сможете найти для своего автомобиля: доступней метана ничего нет и в обозримом будущем не будет.

В чём отличие? Во-первых, в заправках: метановых намного меньше, чем пропановых, которых тоже не слишком много. Во-вторых, в цене: метановая техника дороже, хотя сам газ — дешевле. Более того, баллоны для хранения метана намного, в разы тяжелее, так как требования по безопасности выше. К чему безопасность? А вот к чему: СУГ хранится под давлением в 12-16 атмосфер, метан — 200 атмосфер. Да, кстати, для метана должны быть те самые уродливые красные баллоны, что стоят на крыше «ПАЗика» на деревенском маршруте, никаких вольностей, вроде аккуратного круглого бака в нишу запаски, который возможен и вполне актуален для пропановых систем.

© Максим Богодвид / РИА Новости

Сильные стороны газового топлива

Ключевая, без всяких сомнений, мыслей и доводов — цена. Газ вдвое дешевле бензина, который у нас издревле посредственный, часто грязный, при сгорании образует серные отложения, что и приводит к необходимости двигатель со временем перебирать. Если же вскрыть мотор, работающий на газу, то он внутри будет, буквально, стерильный. В тандеме с растущей ценой горючего, это часто становится доводов для перехода на ГБО. Далее следует признать, что у газа куда выше октановое число, следовательно, не будет детонации двигателя от сжатия воздушно-топливной смеси в цилиндрах, следовательно, будет куда ниже износ внутренних элементов ДВС. Так же считается, что газ куда бережнее к моторному маслу, так что последнее служит дольше, как, кстати, и свечи, на которых в случае использования газового топлива не образуется нагара.

Ещё одна важный довод в пользу доработки автомобиля газовым оборудованием — дублирование топливной системы. Так машина получает по факту не только повышенный запас хода, но и запасную топливную магистраль, позволяющую доехать до точки назначения, если, например, бензонасос вышел из строя. Ну и напоследок, для самых рукопожатных лицом: газ экологичнее, ведь сгорая он образует лишь углекислый газ и воду. Итак, оба газа дёшевы, экологически чисты, оба не вызывают коррозию и не токсичны. Идеальное горючее? Не всё так гладко, увы.

© Adobe Fotostock

Недостатки

Первым делом, говоря о ГБО, стоит помнить: в России газовых заправочных станций очень мало, до них приходится ехать, а потом — стоять в очереди. Кстати, длительное ожидание связанно ещё и с тем, что заправка газом — занятие долгое, куда дольше, чем бензином или ДТ. Второй важный аргумент — цена: да, газ дешевле бензина, но и расходуется в больших объёмах, так что математика должна сходиться, что происходит не всегда. Кстати, в уравнение стоит добавить не только стоимость установки газобаллонного оборудование, но и регулярное его обслуживание, о чём многие забывают.

Баллон надо куда-то деть. И если пропановый занимает только нишу запасного колеса, то метановый уродливо стоит на крыше, либо свисает под бампером, либо аннексирует весь багажник. Напомним, маленький баллончик смысла не имеет, так что приходится ставить большой, который не только съедает пространство, но и порядочно весит, что точно так же скажется и на расходе топлива, и на развесовке, читай, управляемости автомобиля.

Сгоревшие клапана — это криворукая установка или старая техника, но регулировать-то клапана точно придётся регулярно, каждый год как минимум. Но от физики никуда не деться: температура выхлопных газов при работе на бензине ниже, чем на CNG — LPG. А на многих современных автомобилях, привет, Hyundai, катализатор, расположенный очень близко к двигателю, от повышения температуры начинает крошиться, после чего та самая керамическая крошка уверенно всасывается в цилиндры, где происходит сущий армагеддон.

Глубоченные задиры, нулевая компрессия и обязательная переборка — вот чем грозит водителю такая экономия. И многие современные ДВС, изначально не приспособленные к работе на газу, с высокой долей вероятности похвастаются такими же последствиями установки ГБО. Времена «чугунины» с космическим ресурсом прошли, теперь делают «экологичные» и высокофорсированные моторы.

© Максим Богодвид / РИА Новости

О необходимости или финансовой целесообразности установки ГБО судить может только сам автовладелец. Во многих регионах, где умельцы навострились заправлять метановые баки на машинах прямо из домашних колонок, периодически взрывая баллоны кустарной заправкой с неработающим манометром, газ является единственным возможным способом продолжения эксплуатации: бензин просто слишком дорогой. В городах же даже таксисты, проезжающие намного больше частника каждый день, отказываются от ГБО: не выгодно, цена пропана слишком высока, а с метаном — минус багажник.

Считайте сами: сейчас АИ-92 стоит 54 рубля, пропан — 33,5, но его нужно в полтора раза больше. Итого имеем 54 рубля на любой заправке, где нет очереди и куда не надо специально ехать, и 50 рублей 25 копеек — на газовой. Ну и где экономика? А если ещё вспомнить про стоимость установки и необходимость ТО... Одним словом, ответ дать сможет только калькулятор. Ему и доверяйте, не забывая учесть все без исключения элементы этого сложного уравнения.