Что такое сход-развал?
Соприкоснувшись с поверхностью, будь то пол в цеху, плитка в шоуруме дилерского центра и уж точно асфальт многострадальных отечественных дорог, машина начинает изнашиваться. Это нормальный процесс, а следить за состоянием машины и вовремя принимать меры — святая и прописанная в ПДД обязанность водителя. Однако, многие отчего-то наделяют свою машину некоторыми сверхспособностями — саморегенерацией, например — и потом, собрав все проблемы в одну огромную кучу, удивляются количеству нолей в итоговом счёте за ремонт.
Ключевое свойство всех без исключения механизмов, коим автомобиль так же является, это потребность в регулярном осмотре, диагностике и проверке, неотъемлемой частью которых является и развал-схождение, проводящееся мастером на специальном стенде. Делать его нужно регулярно, не реже одного раза в год, но многие откладывают недешёвую процедуру «на потом», получая в итоге геометрическую прогрессию неисправностей и поломок. Возможно, причиной является недостаток информации, простое незнание, но этот недостаток вполне по силам исправить прямо сейчас. И, кстати, абсолютно бесплатно.
Что такое сход-развал?
Подвеска автомобиля имеет строго прописанные заводские параметры, которые прямо влияют и на управляемость, и на комфорт, и на безопасность управления, и на ресурс автомобиля. Из основных — развал и схождение. Развал — это угол установки колёс относительно вертикали и плоскости. Если по веянию моды колёса стоят «домиком», верхней частью в арку, а нижней — наружу, то это — отрицательный развал. Если наоборот — положительный. По классике или по учебнику, ключевой задачей механика, выставляющего развал является достижение максимального пятна контакта покрышки с поверхностью.
Схождение — так же угол, но уже между направлением движения и плоскости, в которой колесо крутится. Его измеряют в миллиметрах, обычно, а искомая цифра — разница между задними и передними кромками колёс. Если схождение нарушено на 5 и более миллиметров, шина вряд ли проедет и 1000 километров, а визг шины в повороте даже на малых скоростях является известным симптомом сбитого схождения. Естественно, для достижения заводского параметра покрышки должны быть штатными, установлены корректно, а подвеска — исправна.
Есть и ещё один важнейший элемент развала-схождения: кастор. Это угол между вертикальной осью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. Сложновато, да? На самом деле, кастор — это положение колеса в арках. Он может быть как положительным, так и отрицательным, но обычно все стремятся к положительному и предельно высокому числу, поскольку именно от кастора зависит тот самый эффект возвращения руля в повороте, а так же устойчивость и управляемость автомобиля на высокой скорости. Если же «перебдеть», выставив слишком большой показатель, то руль станет тяжёлым.
Как правило сделать сход-развал?
Первым делом, мастер, если он профи, загонит машину на подъёмник и проверит состояние подвески. Если там «Сталинград», то сначала нужно произвести ремонт, а потом уже выставлять колёса по заводским параметрам. Кстати, любые ремонтные работы по подвеске с заменой деталей автоматически приводят транспортное средство на сходразвальный стенд! Замена рычагов, сайлентблоков и других элементов требуют после себя настройки и развала, и схождения. Убедившись, что подвеска исправна, механик проверит давление во всех шинах. Спущенные колёса регулярно становятся причиной ухудшения управляемости и повышенного износа резинотехнических изделий, а сама процедура сход-развала подразумевает равное давление во всех четырёх покрышках. Так что после фонарика в дело вступают манометр и насос.
Всё остальное — дело техники. На каждое колесо устанавливается специальный датчик, педаль тормоза зажимается распоркой, электроника рассчитывает параметры и подсказывает механику, на что обратить внимание. После специалист методом прямого применения грубой мужской силы выставит каждое из колёс в максимально корректное положение, ещё раз всё перепроверит и отдаст машину счастливому владельцу.
Когда надо делать сход-развал?
Во-первых, после каждого ремонта подвески, как уже было сказано ранее. Во-вторых, серьёзная яма, резво взятый «лежачий полицейский», особенно если он сделан по-дружески из асфальта или бетона, а так же «незамеченный» бордюрный камень так же собьют параметры и вынудят заехать на стенд. Многие опытные водители проверяют развал-схождение просто каждый год, например, при замене зимних шин на летние или наоборот, летних — на зимние.
Производители говорят о 20 000 — 30 000 км, но, как правило, в России делают сход-развал чаще: дороги, конечно, год от года «хорошеют», но не везде и не всегда, а вот сходящий по весне вместе со снегом асфальт — это у нас обязательное условие. Без него — никак. Так что привычка к ежегодному проведению процедуры без оглядки на пробег – верная и актуальная. Чего всем и пожелаем.