Как устроена «Газель», которая разгоняется до 170 км/ч
Отвечаем: в нынешней конфигурации «максималка» — около 170 км/ч. Что вовсе не предел: был момент, когда машина набирала 185 км/ч, но для ралли-рейдов столько просто не нужно. Важнее подобрать оптимальные передаточные числа для эффективного разгона без выраженных «провалов» на промежуточных передачах.
И если КамАЗ строит гоночную технику ради имиджевых побед (в спортивных грузовиках минимум деталей от товарных моделей), то Горьковский автозавод использует гонки, как способ проверить конструкцию серийных разработок. Вот пример: передняя подвеска нового «Соболя 4x4» сперва прошла проверку именно на ралли-рейдовых трассах.
Как уверяют инженеры команды «ГАЗ Рейд Спорт», за один сезон чемпионата России ресурс дизельного мотора аналогичен пробегу на уровне 750 тысяч километров при обычной эксплуатации. И специалисты автозавода действительно изучают опыт, полученный гоночной командой во время соревнований.
Собственно, стратегия «ГАЗ Рейд Спорт» — это максимальное использование узлов от серийных машин. Хотя некоторые приходится доводить, дорабатывать и усиливать: например, стандартные ведущие мосты обязательно укрепляются, так как спортивные нагрузки гораздо жёстче, чем самая безответственная езда по обычным дорогам.
А вот двигатель — прекрасно знакомый владельцам серийных «Газелей» турбодизель Cummins ISF! С объёма 2,8 литра инженеры смогли «снять» больше 200 сил. Расходует форсированный по обывательским меркам двигатель немало — в режиме «полный газ» (то есть почти всегда!) порядка 40 литров «солярки» на каждую сотню гоночных километров.
Собственно, из-за серьёзных аппетитов машину пришлось оснастить 300-литровым топливным баком. Ещё одна важная конструкцтивная особенность — это расположение агрегата: он установлен внутри колёсной базы ради лучшей развесовки. Ну, и радиатор, которым, кстати, поделился ГАЗ-53, тоже переехал назад.
Забегая вперёд скажем, что со следующего сезона коллектив начнёт переход на новые моторы G-серии объёмом 2,5 литра. И, скорее всего, прочный стальной коленвал, более высокое давление впрыска и другие конструктивные особенности позволят форсировать этот двигатель до более серьёзных величин...
Коробка передач тоже будет другой — это шестиступенчатая «механика» от обычной «Газели NN», способная «переварить» 450 Нм крутящего момента: она компактнее, прочнее и ресурснее корейской Dymos, что применяется сейчас. Раздаточной коробкой, в свою очередь, поделится полноприводный «Соболь NN».
Кстати, спортивные «Газели» очень неплохо прыгают, так как ход подвески составляет внушительные 30 сантиметров. У самых свежих экземпляров спереди стоит независимая подвеска, что позволянт держать на пересечённой местности более высокую скорость.
А что касается бахи «Симбирский тракт», то её итоги для газовцев таковы. В зачёте «Рейд» победил дуэт Алексея Игнатова и Евгения Павлова: теперь ребятам остался один шажок до очередного титула Чемпионов России. Серебро досталось паре Александра Семёнова и Дмитрия Охотникова.
В категории грузовых автомобилей газовцы едут менее результативно, поскольку их спортивные «Садко Next» практически не отличаются от серийных машин и не могут составить реальную конкуренцию 1000-сильным МАЗам и КАМАЗам... Зато стабильно доезжают до финиша, причем не на последних местах.
Класс «Трек Рейс» для гражданских автомобилей — другое дело. Здесь «серебро» газовской команде принёс… экипаж на серийном «Соболе 4х4» под управлением управляющего директора автозавода ГАЗ Андрея Софонова, которому ассистировал опытный нижегородский штурман Олег Нежнов.
Финальный заезд сезона запланирован на последние выходные октября: это будет баха «Пески Арчеды», которая пройдёт по песчаным барханам Волгоградской области, где ожидается крайне интересное ориентирование. Так что здесь важнейшим качеством станет мастерство штурманов...