Новости2 мин.

Зачем на старых «Жигулях» под капотом висела резиновая «грелка»

Мы не шутим, она действительно была

© Скриншот с ролика YouTube

Современные автолюбители привыкли к тому, что многие функции машин давно электрифицированы, а то и вовсе полностью контролируются электроникой. К примеру, багажники сами открываются от маха ноги и закрываются нажатием кнопки. А «дворники» сметают грязь со стекла, как только её обнаружат датчики. Но так было не всегда. Водители старой закалки ещё помнят, что на их «Жигулях» даже жидкость из бачка омывателя подавалась на стекло мускульной силой.

Нет, мы вовсе не шутим. Открыв капот старинных «Жигулей» – до конца 70-х годов производства, – можно обнаружить довольно странное устройство, напоминающее резиновую грелку. Разумеется, если перед вами полностью оригинальная машина. Эта «грелка» – ничто иное как бачок омывателя.

Жидкость (в те времена – обычная вода) заливалась в «грелку», закреплённую на обратной стороне крыла. Чтобы омыть стекло водой, водителю требовалось накачать воду пальцем левой руки. Соответствующая кнопка-диафрагма системы располагалась на торпедо слева. Существовала и система с ножным управлением – соответствующая педаль располагалась неподалёку от педали сцепления.

Ручные насосы стеклоомывателя применялись на моделях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102, а ножные – на ВАЗ-21011. С 1980 года на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 ручной насос заменили ножным, а ВАЗ-21011 начали оснащать уже электрическим насосом. Объём жидкости, который помещался в «грелку», был очень скромным. Поначалу – 0,75 л, а позже – 1 л. Кому-то может показаться, что пользоваться этой системой было невозможно. В действительности это не совсем так. Секрет в том, что в те годы дороги зимой не поливались реагентами. Даже в самую ненастную погоду и в распутицу потребность в очистке стекла стремилась к нулю. Зимой замерзание жидкости в эластичной ёмкости не приводило к её разрушению.

Получить представление о том, как выглядела такая система, вы можете из этого ролика. Автомобильный блогер Roma Urraco на днях отыскал прекрасно сохранившуюся «Копейку» 1972 года выпуска. Если верить одометру, за всю свою жизнь машина проехала 34 000 километров. «Грелка» в ней осталась, и наверняка работает.