Новости

Торговля госномерами: ГИБДД за «лигалайз»

Выясняем, почему МВД собирается легализовать бизнес по продаже красивых номерных знаков и размышляем, к чему это приведёт.

Спустя много лет в Госдуме возобновили обсуждение темы официальной продажи «красивых» государственных регистрационных знаков.

Идея зародилась довольно давно в недрах МВД, когда определенные номера еще могли магически воздействовать на постовых и граждане активно такие номера приобретали различными способами. Три года назад законопроект даже прошел первое слушание в парламенте. Дело в том, что в октябре 2013 года изменился регламент процедуры госрегистрации ТС, и при купле-продаже МВД разрешило не снимать автомобили с учета и, стало быть, не менять номера. Более того, оставшиеся от проданной машины знаки стало возможным временно оставлять себе, причем не на 1 месяц, как это было раньше, а на полгода. Сама процедура снятия/постановки на учет тоже упростилась — автомобили, наконец, «отвязали» от конкретного МРЭО, а продавать-покупать машину разрешили по простому рукописному ДКП. И рынок торговли «красивыми» номерами обрел второе дыхание. Поскольку формально госномера — собственность государства, а гражданин может ими только временно владеть, была разработана абсолютно легальная схема их продажи. Владелец удачных госзнаков продает автомобиль, не снимая с учета, страждущему получить заветные таблички. Тот оформляет машину на себя и снимает ее с учета для дальнейшей продажи обратно первому хозяину. Вуаля! — номера остаются у покупателя, автомобиль — у продавца. Дальше первый снова ставит машину на учет и получает новые госзнаки, а второму остается «приделать» к приобретенным номерам автомобиль. Есть и более упрощенный вариант с использованием дешевого старого автомобиля, который идет как «дополнительная опция» к нужному номеру.

Как починить систему: систему ОСАГО.

Однако в 2013 году дальше первого чтения дело в Госдуме не пошло, так как схему реализации депутатам так и не удалось выработать. Годом позже ГИБДД внесло свои коррективы и поправки в документ, но он так и остался лежать без движения. Весной этого года законопроект вновь достали «с антресолей», а МДВ и Госдума, наконец, выработали единое решение продавать «красивые» номера со специального аукциона — двумя годами ранее предлагалось ввести дополнительную пошлину при получении таких госзнаков. Порядок этого аукциона и свод правил участия в нем еще предстоит разрабатывать Минэкономразвития.

Автомобильный эксперт и аналитик Игорь Моржаретто считает, что инициатива правильная: «Если люди готовы платить деньги, почему не пойти им навстречу? Зачем в нагрузку к „красивому“ номеру получать еще древние „жигули“ первой модели, если можно будет просто официально купить его у ГИБДД? Интернет-торговля со сложными схемами быстро сойдет на нет. А стоимость лотов на торгах рынок отрегулирует сам. Даже если поначалу стартовую цену сделают высокой, два-три проваленных аукциона все расставят по своим местам».

Кто и зачем глушит GPS и ГЛОНАСС в центре Москвы.

Коррупционную схему выкупа «красивых» номеров через знакомых в МРЭО давно искоренили, сделав систему выдачи госзнаков автоматизированной. Поэтому в последние годы интернет переполнился площадками, предлагающими купить «красивые» номера б/у. По-прежнему в цене серия АМР, даже если регион — Иваново: такой госзнак обойдется в 300-350 тысяч рублей. А на «московские» придется потратить 1-1,5 млн рублей. Недешево обойдутся и вариации на тему *777**777 — ценник здесь начинается от 250 000 рублей и доходит до миллиона. В районе 220 000 придется заплатить за серию *999**199. А официально отправленные в архив ЕКХ давно уже можно наблюдать на грузовиках и сельхозтехнике.

Если раньше хороший номер служил оберегом от излишне деятельных и инициативных гаишников, фактически гарантируя неприкосновенность на дороге, то сейчас такая «красота» — штука скорее статусная, для своих и тех, кто понимает. Пока тема горячая, в МВД, наконец, созрели этот бизнес легализовать. А заодно, надо полагать, и монополизировать.

На чем ездят Алексей Улюкаев и его коллеги по цеху.