Новости

Российскому автопрому выделили рекордные сто миллиардов рублей

Для сравнения, по итогам 2013 года суммарные госсубсидии на поддержку российского автопрома должны составить 10,5 млрд. рублей, почти в 10 раз меньше, чем запланировано на следующий год.

Согласно проекту федерального бюджета на 2014 год, государство собирается направить на субсидирование российской автомобильной промышленности рекордные 99,25 миллиарда рублей. Для сравнения, по итогам 2013 года суммарные госсубсидии на поддержку российского автопрома должны составить 10,5 миллиарда рублей, почти в 10 раз меньше, чем запланировано на следующий год.

Как пишет газета «Известия», в бюджет на 2014 год заложены уже ставшие классическими субсидии на перевозку автомобилей с Дальнего Востока (3 миллиарда рублей), компенсации автопроизводителям процентов по кредитам на инвестпроекты (5,3 миллиарда рублей), возмещение банкам расходов по льготным автокредитам (3,2 миллиарда рублей) и субсидии на так называемый проект «Кортеж» — создание лимузина для руководства страны (3,6 миллиарда рублей).

Кроме того, беспрецедентные 50,4 миллиарда рублей, согласно проекту бюджета, составят субсидии российским автопроизводителям «на компенсацию части затрат на содержание рабочих мест». Еще 25,2 миллиарда рублей пойдет на частичную компенсацию производства и гарантийного обслуживания автомобилей, соответствующих экологическим нормам «Евро-4» и «Евро-5».

Все 99,25 миллиарда рублей затрат на автопром в 2014 году отнесены в бюджете к подпрограмме «Автомобильная промышленность» госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Примечательно, что изначально весь планируемый объем бюджетных ассигнований на эту подпрограмму на восемь лет (с 2012 по 2020 год) едва превышал 72 миллиарда рублей.

Источник, знакомый с позицией Минпромторга, утверждает, что рост субсидий связан с ожидаемым ухудшением ситуации на авторынке. Государство не поддерживает компании напрямую в ситуации спада продаж, обычно это делается за счет специальных программ, рассказывает собеседник «Известий»: в следующем году правительство будет поддерживать автопром «в формате разрешенных действий в режиме ВТО».

За первые восемь месяцев этого года продажи легковых автомобилей в России упали на 7%, в том числе «АвтоВАЗ» показал снижение на 13%. Скорого восстановления рынка участники рынка не ожидают.

«Не думаю, что государство опасается каких-то губительных кризисных явлений, из-за которых придется направлять такие существенные суммы на поддержку автопрома, — комментирует аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. — Скорее всего, в эти статьи «зашита» компенсация утилизационного сбора, который отечественным автопроизводителям придется платить со следующего года. Нормы ВТО не позволяют субсидировать местных производителей напрямую, поэтому приходится «зашифровывать» эти средства в других статьях».