Российские заправки продолжают торговать неведомой жидкостью
Доля контрафактного и некачественного топлива в России остаётся очень высокой. По информации «Росстандарта», на 18% процентах автозаправочных станций в 2016 году были выявлены нарушения, при этом 12% проблем связаны именно с качеством топлива.
Как стало известно изданию «Коммерсантъ», за минувший год ситуация с качеством топлива на российских заправках улучшилась. В частности, доля нарушений в 2015 году составляла 42,5% против 18 в 2016-м (по результатам проверки 1 536 заправок). Снизился и уровень нарушений на нефтебазах — с 40% до 21,5. Однако в целом доля нарушений по прежнему высока.
По прогнозам экспертов, оборот контрафактного топлива в стране в 2017 году составит до 10 млн тонн, притом что всего будет выпущено порядка 39,8 млн тонн бензина и 70 млн тонн дизеля. Особо отмечается, что именно владельцы дизельных машин страдают от фальсификата чаще других — доля суррогата в этом сегменте достигает 25–30%, а в некоторых регионах быть вдвое—втрое выше.
В настоящее время все крупнейшие производители топлива выступают за усиление контроля за нормами качества на АЗС и расширение полномочий контролёров и требуют принятия комплексных мер. Это связано со снижением маржинальности из-за большого процента контрафакта и снижением из-за него инвестиционной привлекательности. Одна из главных проблем связана с тем, что контроль осуществляется в основном лишь за заправочными станциями (в случае выявления нарушений на них накладывается штраф в размере до 1 млн рублей или приостановка деятельности). При этом производители и поставщики контрафакта от наказания уходят.
В 2016 году Минпромторг подготовил законопроект о введении оборотных штрафов в 1% (не менее 500 тыс. руб.) за продажу некачественного топлива, или приостановки деятельности на 90 суток за повторное нарушение, или штрафа в размере 2 млн руб. Однако этот документ вызвал разногласия и не был принят до сих пор.
Как восстановить коэффициент «бонус-малус» по ОСАГО.