Новости

Ремонт на официальных СТО: дилеры против страховщиков

Российские дилеры хотят обязать автомобилистов ремонтировать машины по ОСАГО только в официальных сервисах. Эксперты, в свою очередь, напоминают о праве выбора для автовладельцев, а страховые компании забили тревогу.

Российские дилеры хотят обязать автомобилистов ремонтировать машины по ОСАГО только в официальных сервисах. Эксперты, в свою очередь, напоминают о праве выбора для автовладельцев, а страховые компании забили тревогу.

Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) предложила обязать страховые компании и самих автовладельцев ремонтировать машины по полисам ОСАГО лишь на сервисных станциях, «авторизованных изготовителем или дистрибьютором» той или иной марки автомобиля. При этом среднюю стоимость запчастей и работ предлагается рассчитывать на основании данных все от тех же «изготовителей или дитрибьюторов». По мнению официальных дилеров, неавторизованные сервисы не имеют понятия о качестве и стандартах при ремонте автомобиля. В свою очередь, дилерская СТО располагает документацией и программами для диагностики. Да и вообще, продолжают официальные продавцы, по Закону о защите прав потребителей, именно они отвечают за дефекты машин в течение всего гарантийного срока. Следовательно, по их логике, всеми манипуляциями с гарантийным автомобилем должны заниматься только они.

Правозащитники уже оценили аппетиты дилеров, скептически заявив, что нововведение не пропустит Федеральная антимонопольная служба. ФАС, наверняка, завернет этот документ, считает президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Вместе с тем, по его мнению, официальные дилеры имеют право требовать осуществление ремонта гарантийных машин только на их сервисах. Однако, продолжает г-н Канаев, у автовладельцев обязательно должно быть право выбора — отправляться на СТО, либо брать компенсацию по полису ОСАГО деньгами. А что автомобилист будет дальше делать с полученной суммой — дело сугубо личное.

Что касается возможности выбора, члены РОАД готовы его предоставить: выбирать сервисную станцию, по их мнению, страховщик должен не сам, а по согласованию с клиентом. Примерно в той же логике рассуждает и вице-президент недавно созданного Национального автомобильного союза (НАС) России Антон Шапарин. Однако эксперт более категоричен: «Выбирать СТО должны не страховщики, а сам автовладелец. Он оплатил полис и вправе рассчитывать на качественный ремонт, который подразумевает, в том числе, и использование рекомендованных автопроизводителем запчастей, расходных материалов, методик. Значительная часть автовладельцев знают, где в их городе обеспечивают такой ремонт, а где надо будет машину пять раз перекрашивать, чтобы точно попасть в цвет. И чаще всего люди будут выбирать именно специализированные сервисы, в том числе и дилерские. Надо дать им такую возможность. В противном случае суды вновь окажутся завалены тысячами исков, но на этот раз — по поводу некачественного ремонта».

Другими словами, предложение автодилеров явно идет вразрез с интересами страховщиков, заинтересованных минимизировать цены на ремонт и часто работающих с не слишком респектабельными СТО. По словам экспертов из Российского союза автостаховщиков (РСА), «авторизованная производителем СТО — это российское ноу-хау, в Европе этого нет — там на любой станции может отремонтироваться автомобиль, есть понятие „качественный ремонт“, после которого машина не может потерять свою гарантию». Страховщики уверены, что некоторые дилеры в России работают по завышенным ценам и приоритет официальных СТО приведет к значительному росту затрат на ремонт и, как следствие, к необходимости увеличения страховых тарифов.

Как отмечают страховщики, для определения стоимости ремонта существуют единая методика, утвержденная ЦБ, и справочники РСА. Вопрос в том, готовы ли официальные СТО работать по расчетам из этой методики.

Правозащитник Петр Шкуматов, в свою очередь, согласен с экспертами РСА, считая, что официальные дилеры работают по вдвое-втрое завышенным ценам. По мнению г-на Шкуматова, «дилеры в последнее время ощутили отток клиентов, не желающих переплачивать за штамп в сервисной книжке. Но, вместо того, чтобы улучшать соотношение цена/качество, они предложили решать вопрос с помощью запретов». Конечно, по его словам, нужно дать самому страхователю за дополнительную плату право выбора сертифицированного сервиса, но вменять эту опцию в обязанность категорически нельзя.