Дешевле было взять новую из салона: как обманывают в автосервисах
В один голос все эксперты заявили о риске попасть на недобросовестных мастеров, которые «раскрутят» клиента, если увидят, что это возможно.
У меня большой опыт эксплуатации старых машин. Когда я приезжаю в автосервис, постоянно борюсь с ветряными мельницами — мастерами, которые пытаются раскрутить девочку за рулём на неоправданные траты. Например, однажды меня пытались убедить, что лампочка перегорела не от возраста, а потому что мне необходимо перебрать всю электрическую косу и найти какую-то страшную неисправность. А в последний раз я заехала в сервис, чтобы сделать сход-развал, а в итоге мне посоветовали заменить все тормозные колодки с дисками, суппорта, стойки стабилизатора, обслужить турбину и проверить рулевое управление, потому что «так ездить нельзя, это опасно». Вот только автомобиль прошёл тотальную диагностику менее 2 тыс. км назад, и перечисленные расходники были заменены тогда же.
Я спросила у автомобильных экспертов, какими ещё мошенническими схемами часто пользуются недобросовестные мастера в автосервисах.
Навязывание дополнительных услуг
Навязывание дополнительных ненужных услуг — одна из самых распространённых проблем. Александр Дужников, Co-Founder ГК A3F Group, считает, что ожидать подвоха можно от любого автосервиса — гаражного или дилерского. Например, автовладельцам, которые не могут описать проблему, в автосервисах делают «диагностику-пустышку». То есть машину не осматривают или делают это недобросовестно, говоря владельцу, что необходимо что-то заменить.
«Стуки в ходовой могут напугать неопытного водителя. Проблема же нередко кроется в износе дешёвой прокладки. В автосервисе клиенту говорят о неисправности деталей, которые в разы дороже, и тем самым навязывают ненужные услуги»
Артём Потехин, CEO проекта по автоматизации авторазбора и анализу рынка запчастей СТОК ПРО, считает, что причина обманов кроется в том, что на сервисы приезжает масса автолюбителей, которая не разбирается в устройстве автомобиля, не знают, как выглядят те или иные узлы. Этим и пользуются мошенники. Одним из способов защититься станет изучение строения автомобиля и типичных проблем, с которым сталкиваются владельцы той же модели.
Продажа ненужных запчастей
Александр Дужников говорит, что крупные станции техобслуживания, у которых есть свои склады запчастей, предлагают менять работоспособные запчасти на новые. «В этой ситуации доказать жульничество достаточно сложно, а прибыль с этого крупная», — отмечает эксперт.
Кроме того, самые «отбитые» мастера могут даже сломать какие-то детали, чтобы предложить их починить. В этой ситуации автомобилист уже вряд ли решит ехать в другой сервис.
«Часто официальные дилеры предлагают заменить не вышедшие из строя узлы и поменять детали впрок»
А Константин Калинов рассказывает, что в наряд-заказ работ в сервисах часто вносят дополнительные расходники. «Узнать, какое количество материалов было использовано, практически невозможно», — объясняет эксперт.
Отсутствие выполненных работ
Артём Потехин предупреждает: в автосервисах могут вообще ничего не менять и не делать, но предоставить акт выполненных работ и, возможно, даже сложить в багажник упаковки от якобы заменённых деталей. Часто такое случается с заменой масла.
Первые несколько лет я обслуживала свой автомобиль у официального дилерского центра — регулярно ездила на положенные ТО. Когда истекла гарантия на машину, и пришло время сменить официального дилера на сервис попроще, масло оказалось чёрным, а фильтры уже попрощались с жизнью. То есть как минимум одну положенную замену масла и фильтров моему автомобилю не сделали.
Ещё один раз с подобным я столкнулась совсем недавно на автомобиле друга, который обслуживался в проверенном автосервисе. После замены свечей зажигания не было заметно разницы в запуске двигателя и его работе. На уже другой СТО оказалось, что свечи доживают свой век, и заменены они не были.
Объединяет эти случаи одно — мошенническая схема, при которой владелец платит за запчасти и работу, а на деле остаётся с прежними проблемами.
Читайте также
Продажа дешёвых запчастей
Александр Дужников рассказывает о ещё одном популярном разводе сервисмэнов — продажа дешёвых запчастей под видом дорогих. Мастера уверяют, что поставили оригинальную запчасть, но устанавливают подделку, дешёвый аналог или даже хорошо вымытую подержанную деталь в состоянии чуть лучше установленной. Меж тем разница в стоимости деталей может превышать 10 раз.
Артём Потехин тоже рассказывает о подобном обмане: «Меняют запчасти на аналоги или б/у, а говорят, что поставили оригинальные запчасти. Такое часто бывает у официальных дилеров, у самого такое было».
Ремонт вместо замены
Ещё одна часто встречающаяся проблема — ремонт сломавшегося узла. Казалось бы, это хорошо, когда удаётся починить, а не заменить ту или иную деталь. Но в заказ-наряде деньги берут за якобы новую запчасть.
Константин Калинов говорит, что проверить такой ремонт можно, однако не каждый готов самостоятельно разбирать машину, к тому же инструментов и навыков для этого может не быть.
Как ещё могут обмануть
Эксперт Калинов считает, что в сервисах ещё могут завышать стоимость работ. «Если владелец машины в вопросе ремонта новичок, то он легко попадётся на эту схему», — поясняет эксперт. Чтобы этого избежать, стоит заранее изучить средние цены на предполагаемые виды ремонта.
Ещё одна схема — это некачественный ремонт. Многие механики стараются что-либо недоделать, чтобы клиент обратился в сервис вновь. Причём при выезде с сервиса поломка незаметна и проявляет себя позже.
Артём Потехин говорит: «Менеджеры в сервисах комбинируют схемы обмана в зависимости от уровня подготовки автолюбителя».
К сожалению, защититься от большинства схем обмана невозможно. Единственным правильным выходом становится обращение в надёжный автосервис. Эксперты советуют отслеживать отзывы в интернете перед посещением автосервиса, искать информацию о доверенных сервисах на клубных форумах определённых моделей.