Библиотека5 мин.

Путешествие по городам и весям России 1914 года

Маршрут проходил по ранее неизведанным автомобилистами путям.
В 2022 году внутренний автотуризм доступен каждому: качество дорог, по большей части, позволяет без особых сложностей проехать всю страну, а любители бездорожья могут выбрать себе внедорожник на любой вкус и кошелёк. Но в начале прошлого века доступный россиянам модельный ряд был намного скромнее, машины дороже, а сами дороги честнее было называть направлениями. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой редакция quto.su ознакомилась с книгой 1914 года, автор которой проехал 10 000 вёрст (10,7 тысячи км) по шоссе и грейдерам России.

«В основу пробега легло желание объехать европейскую Россию. Было интересно отправиться на автомобиле по нашим дорогам и непременно больше по грунту, чем по шоссе. В самом деле, Россия так необъятна и своеобразна, что сколько бы не ездить по ней, всё будет новое и особенное», — пишет Василий Гейман.

По планам, путешественник с товарищами Нагилем, Оцупой и Александром должны были стартовать из Санкт-Петербурга, доехать до Москвы и уйти на восток до Казани, оттуда повернуть на юг в сторону Самары, далее через Саратов добраться до Воронежа, проехать через Харьков до Херсона, вдоль побережья Чёрного моря добраться до Одессы и взять севернее, на Киев через Житомир. Проехать через Чернигов, Могилёв и Витебск в Псков, сделать крюк до Риги и вернуться в Санкт-Петербург.

При таком маршруте мы пользовались шоссе от Петербурга до Нижнего Новгорода и от Киева до Петербурга; всё остальное предстояло сделать по грунту.

Сам он признаётся, что главной проблемой для реализации проекта стали финансы. Однако все трудности решились достаточно быстро. Так, сам автомобиль был предоставлен путешественнику Русско-Балтийским заводом, шины он получил у компании «Проводник» (вместе с распоряжением для всех филиалов оказывать всякое содействие), а финансировала поездку «Новая газета». Помимо этого, Императорское автомобильное общество выдало «почти официальное» поручение, включающее разведку качества дорог на маршруте от Москвы до Воронежа.

К слову, писатель отмечает, что в то время автомобили уже начали фигурировать в преступных сводках. Так, великий визирь Османской империи Махмуд Шевкет-паша был убит во время поездки на машине, а его убийцы скрылись на автомобиле. Кроме того, американцы начали использовать угнанный заранее транспорт во время грабежей и других преступлений.

«Конечно, трагическая роль автомобиля меркнет перед его положительными качествами, которые буквально неисчислимы и улучшаются с каждым и днем», — резюмировал Гейман.

Старт был назначен на 11 июля 1913 года. Первый день прошёл спокойно, и путешественники остановились на ночь в Новгороде. А вот на следующий день впечатление от поездки заметно испортилось из-за качества трассы. Под Вышним Волочком шоссе стало «отвратительным», а дороги Торжка путешественники и вовсе назвали самыми дрянными в России.

Вносят разнообразие попутные города. Хотя бы, например, Торжок: сколько не ездил я по России, а такой дрянной дороги, как в Торжке, я не встречал. Не потому ли весь Торжок наполнен колёсными лавками? Или Клин: тут ремонтируется мост и чтобы по нему не ездить, мост перегорожен низенькими дощатым забором. Так вот, за этим забором, словно в сказке о спящей красавице, буйной зарослью раскинулся пышный бурьян и даже выросла маленькая берёзка.

Так, нещадно ругая российские дороги, автомобилисты добрались до Москвы. Длинные улицы, трамваи, пятиэтажные дома — автор сравнивает столицу со «старой доброй бабушкой, которая вяжет чулок» и отмечает, что даже несмотря на изменения последних лет, город остаётся уютным, чистым и красивым.

Это не то что сухой и чопорный Петербург с гладко выбритым подбородком, с туго накрахмаленными воротничками и с мундиром, застегнутым на все пуговицы. Правда, там окно в Европу. Но подчас такою дрянью несёт из этого окошка, что просто ужас, немудрено и флюс заполучить.

Василий Гейман
писатель

А вот на выезде из города путешественников неприятно удивило наличие никак не обозначенных застав, на которых требовали плату за проезд, причём их на трассе было установлено несколько и сама их организация уже становилась причиной серьёзных ДТП. Дело в том, что редкие в то время водители попросту не замечали шлагбаум, а само ограждение делалось из хорошего бруса и было крепче машин.

Зато когда проезжаешь все пункты оплаты, начинается шоссе отличного качества, позволяющее разогнаться до 75 вёрст в час (80 км/ч) и ехать с такой скоростью до Владимира и даже дальше. Впрочем, в Нижегородской области всё хорошее закончилось.

«Шоссе поросло травой забвения, стало невозможными, всё в рытвинах и ухабах, и если мы не поломали себе рессоры, так исключительно потому, что они были русского производства», — заявил автор книги.

Кроме того, именно здесь впервые за несколько дней путешественники начали встречать пьяных жителей окрестных деревень на телегах. Многие засыпали и не слышали просьб подвинуться в сторону, неоднократно извозчики буквально вываливались на дорогу. Так что автомобилю приходилось постоянно останавливаться. В противном случае автопробег мог досрочно завершиться аварией.

Ну и дороги в Нижегородской губернии! Это что-то невероятное! Перегоны до Васильсурска были сплошным мучением. Солнце печёт страшно, раскалённая пыль лезет в глаза, рот и уши. Исторические берёзы не дают тени, потому что большей частью вырублены. Изрытая ухабами и колеями грунтовая дорога извивается, как змея — того и гляди свернёшь с неё под откос. На многихъ спусках и подъёмах она шоссирована; но, Боже мой, что это за шоссе! Лучше бы его вовсе не было. Встречается много пьяных.

Где бы машина не останавливалась, она всегда пользовалась повышенным вниманием со стороны местных жителей. Первый встречный автомобиль писатель со спутниками встретили через неделю после выезда из Санкт-Петербурга, так что посмотреть (и даже потрогать) диковинку собирались везде. Исключение составила разве что Москва, где было достаточно своего транспорта. Впрочем, всё изменилось в Самаре.

«Самарские автомобилисты очень радушно встретили нас вёрст за тридцать на своих автомобилях и доставили прямо в помещение местного яхт-клуба, где для нас были отведены каюты», — пишет Гейман.

Полностью ознакомиться с книгой вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

В отличие от местных любителей машин и яхт, город путешественникам не понравился. В книге описаны отвратительного качества мостовые, вездесущая пыль, которая лезет в глаза, нос и уши, а также грязь на набережных и небольшие непримечательные дома.

Впереди у участников пробега осталось ещё много вёрст по территории будущих Украины, Беларуси и Прибалтики.

Источник:rusneb.ru