Библиотека4 мин.

Что волновало водителей Москвы в 1895 году по версии журнала «Циклист»

Главные темы журнала от 29 июля 128-летней давности

© rusneb.ru

О чём писали в журнале «Циклист» в конце июля 1895 года. В конце XIX века по столичным улицам ездили не автомобили, а конные повозки. В то же время в России уже начали появляться велосипеды, которые довольно быстро завоевали популярность у жителей Москвы. А главным источником новостей о новинках транспорта, спортивных достижениях и новых законах для жителей региона стал еженедельный журнал «Циклист», первый номер которого увидел свет в 1895 году. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция quto.su смогла внимательно изучить номер, который был выпущен ровно 128 лет назад, 29 июля 1895 года.

К слову, на тот момент годовая подписка на еженедельник «Циклист» с учётом доставки стоила 5 рублей, на полгода — 3 рубля. Кстати, в то время средняя дневная зарплата плотника составляла 1 рубль 21 копейку, а, например, опытный штукатур получал за день 1 рубль 38 копеек.

Когда велосипеды только начинали появляться в нашей стране, у этого вида транспорта было колоссальное количество противников, причём не только среди граждан, но также в научной среде. Редакторы издания даже привели в пример статью профессора Жадкевича из Орла, которая подверглась жёсткой критике со стороны другого научного специалиста, доктора Догеля.

«Все старания наши отыскать те основания в брошюре доктора Догеля, которые давали бы право врачу невропатологу отрицать совершенно пользу велосипедной езды, да не только отрицать пользу, но и считать этот род физического упражнения вредным с точки зрения невропатологии, оказались тщетными. Вместо фактов, прямых, конкретных указаний, почтенный профессор ограничивается данными и соображениями чисто теоретического характера, совершенно упуская из виду, что в вопросе, о котором идёт речь, нельзя довольствоваться общими анатомическими и физиологическими данными, тем более оценивать их значение с предвзятой, односторонней точки зрения. Подобным приёмом легко прийти к утверждению, что всякое физическое упражнение вредно и не должно быть рекомендовано, а подобное заключение само по себе уже говорит не в пользу исходной точки зрения на исследуемый вопрос, о крайней её односторонности», — считает Догель.

© rusneb.ru

Рассказано в журнале и о том, как на велосипеде учился ездить именитый российский писатель, граф Лев Толстой. Автор заметки отмечает, что сам наблюдал первые уроки писателя на манеже, причём его поразило, с какой лёгкостью он «преодолевает все трудности первых уроков езды на этой машине».

В то время как другие ученики во время первых уроков падали по несколько раз с велосипеда, с графом, по какой-то счастливой случайности, не было ещё пока ни одного случая падения.

Сам Лев Николаевич в беседе с журналистом отметил, что дело не только в умении управлять педальным транспортом, но также в собственной уверенности. Мол, если ты уверен, что не упадёшь, то сможешь остаться в вертикальном положении и не врезаться в стену.

Впрочем, Толстой всё же признался, что ему удалось освоить азы управления двухколёсным транспортом благодаря не только уверенности, но и осторожности.

«Я не спешу, не делаю крутых поворотов, стараюсь держаться подальше от стен», — пояснил писатель.

© rusneb.ru

В статье также говорится, что из соображений безопасности граф всегда ездил в одиночестве, а общался только во время остановок. Позднее, когда он сам научился сидеть в седле вполне уверенно, учиться ездить на велосипеде начали приходить две его дочери.

Приводится на страница издания и финансовая аналитика. В частности, подсчитано, сколько стоила 128 лет назад организация пробега на велосипедах от Санкт-Петербурга до Москвы.

Среди самых первых трат организаторов указаны определение маршрута и дистанции поездки, а также печать приглашений, рекламы и учётных книг — на это тратится 40 рублей 10 копеек и 23 рубля 96 копеек соответственно.

Рассылка писем и другой почты обходилась в 12 рублей 92 копейки, покупка удостоверений участников — в 37 рублей 50 копеек, а на приём иностранных спортсменов и услуги извозчиков организаторы закладывали 11 рублей 16 копеек.

Главным расходами на подобных заездах традиционно становились питание гонщиков и вспомогательного персонала — на это тратится более 150 рублей. Праздничные мероприятия, посвящённые чествованию победителей, обошлись организаторам в 82 рубля 25 копеек.

© rusneb.ru

В самой же Москве главным местом притяжения велосипедистов было кафе «Золотой Якорь» в Сокольниках — он находился на улице Ивановской, которая сегодня более известна как Маленковская. Здесь по вечерами собирались десятки любителей «стальных коней», а заведению даже пришлось нанять дополнительный персонал для охраны парковки.

Уточняется, что в тёплое время года здесь собиралось столько народа, что все не умещались в зале и выходили в сквер неподалёку. Главными же темами для разговоров были новинки техники, тюнинг собственного транспорта и рассказы о побитых посетителями рекордах.

Полностью ознакомиться с номером журнала «Циклист» от 29 июля 1895 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Нашлось в еженедельнике место даже для небольшого любовного фельетона. Главным героем стал велосипедист Серж Знойнов — опытный велосипедист, который желает жениться на девушке с вишнёвыми глазами. Но она нацелилась на более выгодное замужество, что не мешает ей пользоваться помощью «героя нашего времени» на педальном транспорте для организации собственной личной жизни.

Источник:rusneb.ru