Авторамблер

Военные амфибии ЗАЗа и ЛуАЗа

В 60-е годы прошлого столетия сразу два советских завода на территории Украинской ССР приступили к созданию армейского транспортера переднего края (ТПК). Сначала работу начало Запорожское предприятие, а чуть позже эстафету подхватил Луцк. Первый представил ЗАЗ-967, второй – несколько модификаций "девятьсот шестьдесят седьмого" ЛуАЗа.

Боевой Запорожец

Работу над транспортерами переднего края начали еще в середине прошлого столетия на московском НАМИ. Заказ поступил от Минобороны СССР и воздушно-десантных войск, которым потребовались машины с открытым кузовом небольшой высоты с двумя продольными местами для носилок, приспособленные для преодоления небольших водных преград, транспортировки самолетами или вертолетами и воздушного десантирования.

Правда, в 1962 году из-за сильной загруженности предприятия и новых приказов "сверху", все наработки получили запорожские инженеры и конструкторы. Но, несмотря на это, работы предстояло много, поскольку проект находился вдалеке от финальной точки. Довести до ума плавающий транспортер доверили конструкторско-экспериментальному отделу "Коммунар".

ЗАЗ-967

Заводчане не стали изобретать велосипед, поэтому их приоритетной задачей стала унификация военной машины с серийными автомобилями ЗАЗа. Но брать уже готовую платформу не стали (просто ни одна из имеющихся не подходила под армейское авто). На создание новой ушло немного времени. Под нее уже подогнали и силовой агрегат – верхнеклапанный V4 с воздушным охлаждением. Также запорожцы посчитали, что ТПК должен иметь блокировку дифференциала в заднем приводе.

Первые опытные образцы плавающего транспортера ЗАЗ-967 получили барабанную лебедку, пару глушителей с правой и левой сторон капота (выхлоп был выведен вниз), откидной задний борт с запасным колесом. Управлять ТПК можно было не только сидя или лежа в кузове, но и следуя рядом с ним, перемещаясь ползком сбоку автомобиля, и даже под ним.

ЗАЗ-967

В таком варианте опытные образцы просуществовали до 1964 года. Потом, если можно так выразиться, их подвергли рестайлингу. Переднюю часть транспортера существенно заузили, глушитель спрятали в кожух и переместили на переднюю панель, там же располагалась и лебедка. Таким образом, ЗАЗ-967 стал больше соответствовать облику транспортера переднего края. Но заводчане поработали не только над экстерьерной составляющей. На смену старым моторам пришли новые – МеМЗ-966 мощностью порядка 22 л.с., компанию которым составила четырехступенчатая механическая коробка. Кроме этого появилось еще несколько инноваций: колесные редукторы, независимая торсионная подвеска, принудительное отключение привода задней оси.

Спустя всего лишь год на заводе пришли к выводу, что ТПК требует новые силовые агрегаты, более мощные. Так на ЗАЗах появились моторы, выдававшие 27 л.с.

Надо сказать, что опытные и предсерийные образцы транспортеров имели цельнометаллические платформы с бортам, а также пару откидных (и съемных, если требовала ситуация) трапов-мостков. Их можно было поднять и создать таким образом ограждения для носилок. Кроме этого, был создан опытный образец, в котором трапы превращались в спинки сидений.

ЗАЗ-967

Особые требования военные предъявили к перевозке на транспортере раненных солдат. Поэтому на заводе подготовили четыре варианта: боковые носилки прикрепили сверху кузова, специальные подстилки разместили в самом кузове и креслах, а также на полу за водительским сидением. Наиболее удобным для перевозки раненых был признан четвертый вариант с одноосным прицепом с тентом и откидными бортами. Вот только при его использовании сильно страдала маневренность ЗАЗа.

Несмотря на то, что запорожцы создали вполне пригодные для армейской службы ТПК, работы над ними были прекращены в 1967 году.

Луцкие амфибии

Но уже в 1968 году производством ТПК занялся Луцкий автомобильный завод. который начал массово выпускать ЛуАЗ-967. По большому счету, это был все тот же ЗАЗ-967, который лишь сменил название. Когда предприятие запустило транспортер в производство, его поступил на вооружение армии СССР. Военные могли задействовать машину и для санитарных нужд, и для боевых, и для личных. ЛуАЗ представлял из себя эдакого универсального солдата, способного и раненых с поля боя вывезти, и снаряды доставить, и командира с ветерком прокатить.

ЛуАЗ-967

Конечно, луцкие специалисты провели некоторые изменения над ТПК. Во-первых, они заменили четырехступенчатую коробку на пятиступенчатую. Во-вторых, оснастили транспортер водооткачивающим насосом, карданным приводом задней оси, фарой-искателем за ветровым стеклом.

Военным понравился ЛуАЗ, поэтому они отправили руководству завода предложение о превращении "девятьсот шестьдесят седьмого" из транспортера в полноценный внедорожник. По задумке армейских чинов он должен был не только уметь плавать, но и преодолевать участки суши, где нет ни дорог, ни направлений.

ЛуАЗ-967

Кроме этого, военные вовсю экспериментировали с вооружением машины. На нее ставили гранатометы, пулеметы и другое тяжелое оружие. Но этот путь оказался тупиковым. Дело в том, что ЛуАЗ-967 был слишком легким и маломощным, чтобы тащить на себе еще и огневую точку.

ЛуАЗ-967М

В 1972 году на заводе провели масштабную модернизацию ТПК. Боевые машины стали оснащать моторами на 40 л.с., двухконтурной гидравлической тормозной системой и электрооборудованием. Прокаченные машины получили название ЛуАЗ-967М.

Этот вариант, как показало время, оказался самым долговечным. На конвейере он находился вплоть до развала Советского Союза. А первая модернизация пришлась на начало 80-х годов. ТПК оснастили съемными тентами, убрав при этом и откидной борт, и лебедку. По дороге ЛуАЗ мог разогнаться до 75 км/ч, по воде его скорость не превышала 4 км/ч.

ЛуАЗ-967МП

Тогда же, то есть, в начале 80-х годов была представлена еще одна вариация ТПК – ЛуАЗ-967МП. Это был как раз полноценный внедорожник для разведывательных и патрульных миссий, которого так не хватало военным. Соответственно, носилки для раненых были сняты, а их место заняли радиостанция и боекомплект. Но серийным 967МП стать не получилось. В середине 80-х страна встала на рельсы перестройки и было непонятно, куда они выведут. Поэтому на Луцком предприятии, в основном, производили ЛуАЗы-976МП. Вплоть до 1991 года.

ЛуАЗ-972 "Геолог" и ЛуАЗ-1901

В 1982 году инженеры и конструкторы Луцкого завода продемонстрировали опытный образец, созданный на базе 967М. От "донора" его отличала третья управляемая ось, из-за чего создателям пришлось удлинить кузов. Эта модель получила название ЛуАЗ-972 "Геолог".

ЛуАЗ-972 "Геолог"

Первоначально "Геолога" позиционировали как санитарный ТПК. Но его потенциала вполне хватало и на роль легкого транспортера вооружения.

ЛуАЗ-1901 "Геолог"

Модернизация "Геолога" произошла в 1990 году. Машина сменила кузов, получила 3-цилиндровый дизельный двигатель на 50 лошадиных сил и гидропневматическую подвеску от ЛуАЗ-1301. Около года обновленный ТПК, сменивший индекс на 1901, проходил испытания. Но грянул развал СССР и работу над проектом прекратили. Спустя несколько лет Луцкое предприятие попыталось возродить перспективную машину, но дальше идеи дело так и не пошло.