В Россию могут начать ввозить бензин из Европы
Разница в цене на сегодняшний день между российским бензином и европейским составляет от 6 тыс. до 8 тыс. руб. за тонну, подсчитали аналитики Reuters. Цена на топливо снижается: АИ-92 и АИ-95 уже стоят 41,5 тыс. и 43 тыс. руб. за тонну соответственно, но стоимость заграничных аналогов все равно ниже. Даже с учетом 5-процентных ввозных пошлин, курса валют, акциза и НДС тонна импортного топлива будет стоить 37 тыс. руб.
Российские компании, несмотря на обрушение цен на нефть, не могут значительно снизить цены на бензин из-за демпфера. Механизм был разработан, чтобы нивелировать влияние изменения стоимости нефти на цены: при дорогой нефти государство выплачивало нефтяникам разницу между ценами на бензин и экспортной стоимостью нефти.
Однако демпфер не рассчитан на столь низкую стоимость нефти. Если компании начнут снижать цены на бензин, то только увеличат свои и без того возросшие убытки.
В Минфине рассказали "Коммерсанту", что обдумывают корректировку демпфера по просьбе Независимого топливного союза (НТС), но она неизбежно приведет к сокращению доходов бюджета, что особенно болезненно, учитывая сложную экономическую ситуацию.
Более вероятный сценарий – введение заградительной пошлины на импорт топлива, который экономически для России сейчас более выгоден, чем торговля своим бензином. Если же импорт все же будет налажен, скорее всего, в страну начнет поступать топливо из Белоруссии, что еще сильнее усугубит проблемы российских нефтяников, которые столкнутся с неожиданной конкуренцией.