Авторамблер

Сквозь призму времени: тест-драйв Skoda Octavia 1962 года

Провести несколько дней за рулем автомобиля из середины прошлого века – бесценный опыт.

От современных машин автомобили того времени отличаются чуть более, чем полностью. Некоторые решения вызывают огромные вопросы – например, лючок бензобака открывается колечком, из салона. Все почти привычно, но колечко это находится рядом с задним диваном, справа. То есть, упрятать его еще дальше от водителя невозможно даже специально. Видимо о таких вещах, как эргономика, тогда еще не задумывались, а технически так сделать оказалось проще.

Колечко, открывающее лючок бензобака, находится рядом с задним диваном, справа.

Еще одна странность – автомобили имеют только одно боковое зеркало заднего вида - левое, плюс салонное. Почему «зажали» второе боковое – остается загадкой, конструкция машины никак не мешает его установить. Хотя, возможно, при траффике тех времен зеркала вообще не особо были нужны.

Автомобили имеют только одно боковое зеркало заднего вида - левое.

Третий момент – рычажок поворотников. Он находится на приборной панели слева от руля и двигается почему-то вверх-вниз. Вверх – правый поворотник, вниз - левый.

Рычажок включения поворотников. Вверх - направо, вниз-налево.

Первая Octavia сошла с конвейера завода в Чехословакии в 1959 году, став преемником Skoda Spartak. Это – восьмая модель концерна Skoda, оттуда и название (octo – восемь). Наша машина – 1962 года, это версия Type 702, появившаяся в 1961 году и оснащавшаяся мотором увеличенной мощности, за счет доработок прибавлено было 2 лошадиные силы.

Так что под капотом – 42-сильный мотор объемом 1089 см3. Крутящий момент – 72 Нм при 3000 оборотах. Сколько «лошадей» выжило за почти 55 лет – неизвестно, затаскивать себя в горку, несмотря на небольшой вес, машине уже тяжело. Паспортная максимальная скорость – 115 километров в час. Но сейчас до таких показателей старушку можно разогнать, только если при очень долгом движении под уклон. Тем не менее, в свои лучшие годы именно такие «Шкоды» успешно участвовали даже в ралли Монте-Карло.

В свои лучшие годы именно такие «Шкоды» участвовали в ралли Монте-Карло.

Для тех времен двигатель считался очень прогрессивным – газораспределительный механизм OHV (OverHead Valve - верхнеклапанный с толкателями вне головки цилиндров), такие моторы до сих пор встречаются - правда, уже не в легковых автомобилях, а на тяжелой технике.

Под капотом – 42-сильный мотор объемом 1089 см3.

Коробка передач – четырехступенчатая, с рычагом переключения на руле. Схема переключения перевернутая, к этому тоже приходится некоторое время привыкать. Первая передача – от себя и вверх, вторая – от себя и вниз, третья – просто вверх, четвертая – просто вниз. Задний ход – сильно на себя и вниз.

Подвеска – спереди пружинная, с поперечными рычагами, сзади – с качающимися полуосями и поперечной рессорой. На разбитых дорогах машина довольно комфортно проглатывает неровности. Но управление таким автомобилем совершенно не похоже на поездку на машине относительно новой. Ощущения не идут ни в какое сравнение даже с 20-25 летними экземплярами. Никакого полного послушания или четкой связи руль-колеса-руль. Машину можно просто направить в нужном направлении и смириться с тем, что ее постоянно нужно «ловить» на внезапных скачках из стороны в сторону.

Прибавим к этому выскальзывающий из рук руль толщиной с мизинец с люфтом в пол-оборота, жару в салоне – о кондиционерах тогда и не мечтали, барабанные тормоза на всех колесах, и становится ясно, что профессия водителя в те годы была действительно тяжелым трудом. Конечно, надо сделать скидку на то, что доставшейся нам «Шкоде» почти 55 лет, и сохранилась она далеко не идеально, но в общем и целом различия с современными автомобилями колоссальны.

Несколько часов дороги в процессе отвыкания от новых комфортных машин, и становится ясно, что в целом все терпимо. Единственное - разъезжаться со встречными автомобилями на узких дорогах при такой «болтанке» – серьезное испытание для нервов.

Управление таким автомобилем совершенно не похоже на поездку на современной машине.

Салон очень небольшой, задний диван – скорее для детей, хотя брошюра представляет машину как полноценно четырехместную. Зато водительское место организовано комфортно. Передний диван, хоть он и цельный, имеет регулировку. Правда, переднему пассажиру придется подстраиваться под водителя – двигается все вместе.

Skoda Octavia построена на трубчатой хребтовой раме – исконно чешском слове в мире автомобилестроения. Такая конструкция была изобретена в 20-е годы прошлого века и впервые применена на автомобилях Tatra. Позже ее переняли в Skoda - в современных легковых автомобилях такая конструкция уже не используется, зато грузовики Tatra на хребтовой раме до сих пор успешно выпускаются.

Несущая конструкция у Skoda Octavia - хребтовая рама.

Главное отличие хребтовой рамы – конструкция, основой которой является центральная труба, внутри нее располагается вал, передающий мощность от двигателя под капотом на заднюю ось. Плюсом такой конструкции является жесткость и относительная легкость - она полюбилась многим за счет своих достоинств. Автомобиль массово экспортировались не только в Европу, но и в дальние страны – Чили, ЮАР, Новую Зеландию. Туда отправлялась только рама с агрегатами, а на месте уже изготавливались собственные кузова.

История модели Octavia насчитывает 57 лет, но современная Skoda Octavia не является прямой преемницей того автомобиля из середины прошлого века. В 1971 году автомобиль перестали выпускать – с конвейера сошла последняя Skoda Octavia Combi, вернулась модель только в 1995 году, уже в гораздо более привычном для нас виде.

^Автор: Клейменова Софья

Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас ВКонтакте и на Facebook.