Авторамблер

Сколько стоили "Бентли", BMW и "девятка" в России девяностых

Долгое время для советского человека импортный автомобиль был практически недоступным товаром

Долгое время для советского человека импортный автомобиль был практически недоступным товаром. В основном, иномарками владели дипломаты, артисты, космонавты.

С развалом СССР 8 декабря 1991 года ситуация принципиально изменилась. Но начались изменения раньше, еще в так называемую "перестройку". Спустя 25 лет после развала СССР мы решили вспомнить о том, как все было.

По официальным данным, с 1983 по 1987 год в Россию не было ввезено ни одного легкового автомобиля (конечно, в данном случае не идет речи о черном рынке), но перестройка сделала свое дело. Первый шаг к открытию официального рынка иномарок был сделан в марте 1988 года, когда была принята "Инструкция о порядке перемещения через государственную границу СССР автомобилей, немоторных транспортных средств, мотоциклов, мотороллеров и мопедов индивидуального пользования", согласно которой через Государственную границу СССР, пропускались транспортные средства, если они приобретены на легально полученную иностранную или советскую валюту.

В сентябре 1991 года внешторговое общество Автоэкспорт, ранее занимавшееся продажей АвтоВАЗовских моделей за границу, начало официально ввозить в продержавшийся еще несколько месяцев Союз иномарки.

В середине девяностых в Москве можно было купить у официального дилера Bentley. На фото - страничка из журнала Авторевю за 1994 год. Цены - в рублях.

На АвтоВАЗе в начале девяностых, тем временем, выпускались "четверка" "пятерка" "шестерка", "семерка", семейство "девяток" и "Нивы", автомобили были дорогие, но доступнее иномарок. В начале 1991 года, например, ВАЗ-2108 стоил чуть более 8 тыс. рублей, 2109 приближался к 9 тысячам рублей. Самой дешевой была "Ока", она же ВАЗ-1111. Ее можно было купить за 3500 рублей. Средняя зарплата в начале того же года составляла 308 рублей. Правда, к концу года выросла уже до 1195 рублей.

Микролитражка производилась в общей сложности на трех заводах: ВАЗ, КАМАЗ и СеАз с 1988 по 2008 год.

На АЗЛК в девяностые производилась модель 2141. Завод в то время находился уже не в лучшем положении. За основу представленного в 1985 году "Москвича" был взят французский автомобиль Simca 1307/1308, моторы - Уфимского завода автомобильных моторов (УЗАМ) объемом от 1,5 до 2,0 литра и ВАЗовские объемом 1,6. Производился он до 1998 года, когда на смену пришла модернизированная модель – "Святогор". Он был снят с производства в 2001 году.

В 1997 году появился седан от АЗЛК – "Князь Владимир". Задуман он был как автомобиль для руководителей среднего звена, но соотношение цена-качество откровенно хромало, автомобиль не пользовался спросом. Как ни пыталась московская мэрия, являвшаяся акционером ОАО "Москвич", продвинуть его во все структуры, в 2002 году автомобиль сняли с производства, выпустив всего 1340 машин.

"Князь Владимир", представленный на фото, был задуман как комфортный седан представительского класса. На его базе был собран еще один автомобиль – "Иван Калита", за который заломили более 100 тысяч рублей. Оба автомобиля провалились.

Но главное, что принесла советским, а потом уже, после развала СССР и российским автомобилистам перестройка – появление рынка подержанных иномарок. Началось все с нелегального ввоза моряками машин из Японии во второй половине восьмидесятых, а в 90-е в Россию хлынул поток б/у машин из разных стран.