"Синяя птица" и другие невероятные машины для космонавтов
"Кадиллаки", "Мерседесы" и дорогие спорткары. На таких автомобилях, как героев, встречали космонавтов, вернувшихся на землю. Правда, во время официальных визитов, уже через многие дни после самого полета. А в момент приземления покорителей космоса ждал совершенно другой транспорт…
Все мы прекрасно знаем, что произошло 12 апреля 1961 года. После 108 минут полета, совершив один оборот вокруг Земли, советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин приземлился неподалеку от города Энгельс Саратовской области, став первым в мире человеком, побывавшим в космосе. Благодаря своему поступку он станет настоящим героем не только в Советском Союзе, но и для всего человечества. Старшего лейтенанта Гагарина повысят до майора, вручат множество наград, а также передадут кучу подарков, среди которых также были и автомобили. Это все известно. Но мало кто задумывался о том, что именно 12 апреля 1961 года также начинается новая глава в истории автомобилестроения. И все благодаря одной незначительной детали.
Как известно, Гагарин приземлился в степи, отдельно от своего спускаемого аппарата. Но вот что было потом? В историческом формуляре четко числится, что первым к месту приземления Гагарина прибыл майор Гассиев, который доставил первого в мире летчика-космонавта в подразделение для встречи с личным составом. По другой версии, уже неофициальной, первыми людьми, встреченными Гагариным, оказались местные жители, и лишь потом на место прибыли военные. Как бы там ни было, но в близлежащую часть Гагарин отправился на автомобиле. Каком именно? Теперь уже сложно сказать. Известно лишь, что это был грузовик. Ученым бы еще тогда стоило задуматься о том, что при полетах в космос, что-то может пойти не по сценарию, а космонавт - приземлиться совсем не в том месте, где его не ждали…
Схожим образом завершились и несколько последующих полетов. Лишь в 1964 году по инициативе С.П. Королева Специальному конструкторскому бюро ЗиЛа было дано задание: разработать поисково-спасательный автомобиль, который был бы способен вывезти космонавтов из самых труднодоступных уголков Земли. В декабре 1964 года были утверждены техтребования к такой машине, а в начале 1965 года – сформулировано техзадание. Работы шли недостаточно быстро, а автомобиль был ой как нужен! Это подтвердила аварийная посадка корабля "Восход-2" с космонавтами П. Беляевым и А. Леоновым. Из-за выхода из строя системы посадки спускаемый аппарат приземлился в труднопроходимой Тайге под Пермью. Космонавтам пришлось ждать помощи двое суток посреди заснеженного леса.
Первый рабочий экземпляр машины для космонавтов под названием ПЭУ-1 ("Поисково-Эвакуационная-Установка-1") представили лишь в 1966 году. Работы над ней возглавлял ведущий конструктор Г. Хованский и глава СКБ ЗиЛ Виталий Грачев. Транспортное средство представляло собой классический автомобиль-амфибию со стеклопластиковым водоизмещающим корпусом. При этом автомобиль был довольно компактным, чтобы входить в грузовые отсеки транспортных самолетов. Машина была построена на трехосном шасси, а в движение её приводил 6,0-литровый двигатель ЗИЛ-375 мощностью 180 л.с. Коробка передач – гидромеханическая, планетарного типа. Также ПЭУ-1 оснащалась специальным краном для подъема спускаемого аппарата. Новый автомобиль принимала правительственная комиссия, в состав которой входили космонавты Юрий Гагарин и Алексей Леонов. Испытания ПЭУ-1 прошли успешно, модель была принята на вооружение спасательной службы ВВС.
Впрочем, ПЭУ-1 никогда не выпускалась крупными тиражами. Время шло, а космической отрасли требовались новые машины. Было необходимо, чтобы новый вездеход мог не только доехать до отдаленных мест, но и привезти туда необходимую аппаратуру, а также медперсонал. Поэтому помимо автомобиля с краном советские специалисты начали разрабатывать еще один вездеход – с пассажирским отсеком. Так появился ЗиЛ ПЭУ-2, работа над которым началась в 1967-м, а окончилась – в 1970 году.
Новая амфибия сочетала в себе достоинства ПЭУ-1, но была совершеннее последней. Во-первых, модель оснащалась двумя двигателями ЗИЛ-375, а не одним. Один мотор отвечал за привод левых колес, а другой – за привод правых. От вездехода ЗИЛ-Э167 новый автомобиль позаимствовал схему шасси с тремя равно расположенными мостами, размеры колесной базы и колеи, а также большие колеса со стеклопластиковыми дисками. Конструкторы полагали, что благодаря последним машина сможет лучше передвигаться по глубокому снежному покрову. Коробка — "автомат"-гидротрансформатор от экспериментального львовского автобуса ЛАЗ-695Ж. На всех колесах были установлены дисковые тормоза.
Ничуть не меньший интерес представляло и оснащение отсеков ЗИЛ-5901 ПЭУ-2. В кабине находилось два отопителя от ЗИЛ-130, в салоне – четыре от автобуса ЗИЛ-158 и кондиционер от ЗИЛ-114. А еще в пассажирском отсеке была самая настоящая дровяная печь и плита! Кроме того, в штатную комплектацию автомобиля входило 5 радиостанций, бензопила "Дружба", надувная лодка, различные инструменты, комплекты зимней одежды, легкий водолазный костюм, медоборудование и огнетушители. Не стоит забывать и что ПЭУ-2 был готов взять на борт для транспортировки и спускаемый аппарат. Для этого в кузове имелась специальная платформа с манипулятором.
ПЭУ-2 прекрасно ездил не только по бездорожью, но и по дорогам общего пользования. Хотя для таких поездок требовалось сопровождение ГАИ и спецразрешение. Но при всех своих плюсах у ПЭУ-2 был один глобальный недостаток – его размеры. Габариты вездехода составляли 11 665 х 3275 х 3050 мм, машина была слишком большой и просто не входила в грузовые отсеки военно-транспортных самолетов. Из-за этого оперативная транспортировка амфибии к месту приземления спускаемого аппарата становилась практически невозможной. В итоге ЗИЛ-5901 ПЭУ-2 так и остался построенным в единственном экземпляре. Сейчас автомобиль выставлен в Военно-техническом музее в Московской области.
Но, пожалуй, самым знаменитым вездеходом, задействованным в космической отрасли, стал ЗИЛ-49061 "Синяя птица". Этот автомобиль стал результатом накопленного опыта при эксплуатации различных автомобилей повышенной проходимости, в том числе – для работы с космонавтами. Разработчики пришли к выводу, что новый спасательный автомобиль должен иметь такие размеры, чтобы его можно было загрузить в грузовой отсек самолета. Но при этом также нужно было транспортное средство, способное быстро преодолеть любые топи и хляби. Такой автомобиль уже был – это шнекоход ПЭУ-3, построенный вскоре после ПЭУ-2. Но этот вездеход оказался слишком большим, к тому же непригодным для обычных дорог. Что же делать? Решение было найдено в выпуске сразу нескольких транспортных средств, объединенных в единый комплекс. Основным вездеходом должна была стать колесная машина повышенной проходимости, а для самых труднодоступных мест предназначался небольшой шнекоход, который можно было бы перевозить на специальной платформе. Дополнял картину пассажирский автомобиль, на котором должен был ехать личный состав космонавтов, вернувшийся из звездных далей.
Результатом трудов конструкторов стали два унифицированных автомобиля, представленных в мае-июне 1975 года. Первую из них, грузовой ЗИЛ-4906, на сленге будут именовать "Краном", а другую, пассажирскую версию, ЗИЛ-49061, назовут "Салоном". В качестве приложения к автомобилям шел легкий шнекоход ЗИЛ-29061, перевозимый на "Кране". Для всех транспортных средств нового комплекса выбрали специальную ярко-синюю окраску, чтобы вездеходы было видно на любом фоне – и в снегах, и в лесу, и в степи, и в пустыне. За этот цвет машины и прозвали "Синими птицами".
Размеры "Синих птиц" были меньше, чем у ПЭУ-2. Так, габариты автомобиля составляли 9250 х 2480 х 2537 мм. Полная масса – 9260 кг. При этом такой автомобиль на шоссе мог разогнаться аж до 75 км/ч. Все благодаря 6,0-литровому восьмицилиндровому двигателю от ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с., который был существенно доработан. Правда, расход у вездехода был гигантским – около 50 литров на "сотню". Однако кого это волнует в столь специфической отрасли? Кстати, трансмиссия здесь была механическая, 5-ступенчатая. От использования "автомата" отказались ради простоты в обслуживании. Также автомобиль получил раздаточную коробку с межбортовым дифференциалом, которая позволяла правым и левым колесам вращаться с разной скоростью, а также демультипликатор планетарного типа, отвечающий за ряд пониженных передач. Все три оси "венчали" независимые торсионные подвески, а передние и задние колеса могли поворачиваться. Благодаря таким решениям "Синяя птица" отличалась превосходной маневренностью на бездорожье.
В кабине "Синей птицы" могло поместиться до четырех человек. Столько же – в пассажирском салоне соответствующей модификации, плюс еще три человека – на носилках там же. Кстати, создатели автомобиля учли весь полученный опыт, поэтому пассажирский отсек отличался повышенной комфортностью. Разумеется, насколько это возможно для подобной техники. А еще изначально ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-49061 оснащали самым современным навигационным оборудованием и связи. А впоследствии у "Синих птиц" вообще появились комплексы, позволяющие точно определить место посадки спускаемого аппарата и поддерживать двустороннюю связь, как с космонавтами, так и с экипажами самолетов и вертолетов.
"Синяя птица" оказалась, пожалуй, самым удачным проектом своего рода. Неудивительно, что спустя шесть лет после премьерного показа такие автомобили поступили на вооружение Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР. За 10 лет силами ЗиЛа было построено 12 "Кранов", 14 "Салонов" и еще 5 малых шнекоходов.
Правда, в дальнейшем проект создания поисково-спасательных автомобилей для обнаружения космонавтов не получил своего развития. И дело даже не в распаде Советского Союза, и возникшим в связи с этим кризисом. Просто цель, ради которой создавались такие машины, потеряла актуальность. Дело в том, что электроника космических кораблей и спускаемых модулей стала надежнее. Расчет точного места приземления аппарата перестал быть таким трудным, как раньше. Поэтому мощные вездеходы стали использовать для более тривиальных задач. Например, "Синие птицы" поступили на работу в МЧС, использовались в нефтедобыче, при спасательных операциях, сельском хозяйстве и так далее.
Конечно, никто не говорит, что в наши дни "машины для космонавтов" окончательно перестали существовать как класс. Более того, в России испытывается вездеход для космонавтов нового поколения на базе четырехосника "Шаман", который во второй половине апреля будет встречать вернувшегося с МКС космонавта Сергея Волкова (видео этого автомобиля смотрите ниже). И все же такие машины отличаются уже куда большей универсальностью своего применения, чем в былые годы. Остается лишь порадоваться, что на их развитие так или иначе повлияли все те советские граждане, которые давным-давно решились быть первопроходцами в космосе.