Сбитые ангелы: двигатели истребителей Второй мировой, которые все еще с нами
На подъезде к Волоколамску путников встречает мемориал с подорванным фашистским танком, следом – на северо-восточной окраине города напоминанием о воинской славе этих мест служит 152-миллиметровая пушка-гаубица. В одной из братских могил похоронено более двух тысяч воинов, отдавших свои жизни в октябре 1941 – январе 1942 года, а в окрестных деревнях можно встретить памятники бойцам-односельчанам с длинным списком имен и фамилий… Но подмосковный восхитительный город полон открытий даже для тех, кто, казалось бы, знает здесь каждую улочку и каждый дом. У ворот обычного с виду автосервиса нам встретилась поразительная и душераздирающая экспозиция. Покореженные блоки цилиндров, оголившие толстенные гильзы, распределительные валы и клапанные пружины, покрытые ржавчиной… На специально сделанных рамах покоятся авиационные моторы со сбитых самолетов – агрегаты V12 от советских самолетов, среди которых есть и "американец" с P-40 Kittyhawk. Отсутствующие клапанные крышки позволяют во всех подробностях рассмотреть головки блока цилиндров и оценить качество изготовления. Кажется, что достаточно слегка отшлифовать некоторые сохранившиеся детали, и они вновь засверкают. К каждому мотору есть пояснительная записка, сделанная с трепетом и уважением.
Рассматривая величественных гигантов, навеки остановившихся в страшные мгновения, особенно отчетливо осознаешь разницу между крикливыми наклейками на стеклах автомобилей, которые отдирают после празднования 9 мая, и истинным хранением памяти. Низкий поклон тем, кто отдал свою жизнь, и тем, кто увековечил подвиг.