Авторамблер

Потребительский экстремизм в автобизнесе могут запретить

Импортерам глобальных автоконцернов и российским автодилерам никак не удается найти компромисс.

Импортерам глобальных автоконцернов и российским автодилерам никак не удается найти компромисс - они ожесточенно спорят о том, кому отвечать перед потребителем за брак. Стороны намерены даже изменить законодательство.

На фоне резкого спада продаж автомобилей в России все острее встает вопрос о компенсациях автовладельцам за брак. Автопроизводители и дилеры стараются переложить подобные финансовые издержки друг на друга. И совсем скоро на смену словесным интервенциям придут многочисленные судебные процессы. Цена вопроса в нынешних условиях получается слишком высокой для всех игроков. Но особенно для мелких и средних дилеров – всего несколько выигранных потребителями исков ставят их на грань разорения. Фактически они и так находятся на этой грани – планы продаж в условиях падения потребительского спроса выполнить практически невозможно, а значит – нереально расплачиваться по ранее взятым кредитам. К тому же налоговая нагрузка за последний год также существенно выросла.

Клиент прав. Почти всегда

Некоторые автопроизводители активно выражали недовольство ситуацией еще несколько лет назад: покупатели машин по их мнению все «агрессивнее» используют положения российского закона «О защите прав потребителя». Например, требуют обязательной замены автомобиля в случае выявления нескольких незначительных недостатков. Кстати, когда машина напичкана по максимуму электронными системами и ассистентами, мелкие сбои фиксируются довольно часто. И их количество будет расти – ведь машины проще не становятся.

Особое недовольство автобизнеса вызывают претензии покупателей после полутора-двух лет эксплуатации, когда стоимость машины снижается довольно существенно. В среднем на треть. А в качестве замены приходится выдавать новый автомобиль. Но и это не самое страшное. Судьи порой идут «агрессорам» навстречу - и тогда компенсация за брак и моральный ущерб может даже в десять раз превышать стоимость автомобиля. Неудивительно, что в кризисных условиях желание покупателя наказать продавца за брак становится все более распространенным.

В эпоху бурного роста российского авторынка дилеры покрывали убытки от таких претензий за счет огромных оборотов и приличной маржи. Теперь они делать это категорически не согласны и выставляют счета производителям.

Однако и импортеры не желают нести слишком тяжелое бремя расходов из-за «слишком высокой компенсации» за брак в автомобилях. И пока им не удалось пролоббировать поправки в законодательство, стороны играют «в футбол» - стараются переложить финансовые издержки от недовольных клиентов друг на друга. Объем взаимных претензий растет сумасшедшими темпами. И ни о каком взаимопонимании не идет и речи.

Агрессоров поставят в рамки

В ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ) попытки некоторых автовладельцев получить огромные компенсации давно называют потребительским экстремизмом.И считают, что аппетиты таких клиентов переходят все грани разумного, а существующие правовые нормы провоцируют их использовать незначительные дефекты автомобилей для дальнейшей нечистоплотной игры против производителей. Ведь непорядочные покупатели якобы наносят слишком большой ущерб автобизнесу. Это не только чистые финансовые убытки, но и косвенные. Многие компании жалуются на невиданные ранее потери времени дорогостоящих сотрудников на участие в судебных процессах с потребителями.

По словам представителей ассоциации «Российские автомобильные дилеры», за брак должен расплачиваться автопроизводитель. Однако нередко из-за несовершенства российского законодательства финансовые расходы часто несет именно дилер, который является лишь посредником между импортером и потребителем. Поэтому, в ассоциации намерены пересмотреть дилерские договоры и четко обозначить круг ответственности сторон в спорных ситуациях.

Подготовленные дилерами поправки в «Закон о защите прав потребителей» в случае их принятия могут ограничить возможности «покупательской агрессии». В частности, предлагается учитывать амортизацию автомобиля при возврате его продавцу из-за существенного недостатка, а также снизить размер ежедневной неустойки в случае слишком долгого гарантийного ремонта. Но пока авторы поправок столкнулись с жестким сопротивлением. И не только со стороны организаций, защищающих права потребителей. Лоббистские инициативы автобизнеса пресекаются и представителями государственных ведомств. И вряд ли стоит ждать иного подхода в ближайшее время - перед выборами чиновники точно не позволят обижать покупателя.

Текст: Дмитрий Баринов.