Авторамблер

Полный комплект. Как работает национальная база автомобилей?

И есть ли в ней смысл? Журналист "Авторамблера" взвесил все "за" и "против"

Российские дилеры начали заполнять Национальную базу данных автомобилей. Есть ли в ней смысл и станет ли рынок подержанных авто прозрачнее?

Попытки сделать вторичный авторынок в России более цивилизованным предпринимаются давно. В этом году ассоциация "Российские автомобильные дилеры" взялась за амбициозный, крайне сложный, но очень важный проект. Вместе с компанией "КарОператор" РОАД решила создать Национальную базу данных по автомобилям (НБДА), которая призвана помочь как участникам рынка, так и простым потребителям.

Как отметили в ассоциации, все технические работы уже завершены. Портал https://nbdauto.ru запущен в тестовом режиме, весь функционал на месте. По VIN-номеру посетитель, будь то компания или просто покупатель, в теории может отследить всю жизнь автомобиля: историю владения, ремонта, техобслуживания, страховых случаев, залогов и т.д.

Ключевые слова "в теории". О полноценном запуске и коммерческом использовании базы говорить пока очень рано. По словам куратора проекта, нового президента РОАД Олега Мосеева, заполнять данные начали только 1 октября.

"У нас в этом проекте участвуют 380 дилерских центров. Рассчитываем до первого квартала следующего года довести их число до 800, а к концу 2017-го хотим подключить порядка 2000 дилеров по всей стране", - делится планами Олег Мосеев.

Кроме дилеров информацию в базу данных будут передавать производители, коммерческие банки, страховщики и аукционы. Некоторые охотно идут навстречу, но уже есть те, кто от участия в проекте категорически отказался. Иногда по совершенно непонятным причинам.

"Интерес со стороны производителей высокий, четыре компании уже подтвердили участие. Сейчас мы отрабатываем с ними техническое взаимодействие. На сегодняшний день отрицательный ответ дала только одна компания – General Motors. На мой взгляд, это странно, потому что сервисный парк у корпорации в нашей стране большой. Все остальные в разной степени готовности – одни ждут одобрения из штаб-квартиры, другие на этапе переговоров. Многие понимают, что остаточная стоимость автомобиля определенного бренда при наличии достоверной информации выше, чем у конкурентов, примерно на 10-20%. Такие данные получили на британском вторичном рынке", - делится информацией президент РОАД.

Естественно, к подобной базе очень важно подключить источники юридической информации, что, конечно, непростая задача. Хотя в ассоциации подчеркивают, что по этой части они покрывают 95% парка автомобилей в стране до семи лет. "Правда, пока мы вынуждены большую часть данных покупать. Например, у Бюро кредитных историй. Но мы стараемся договориться напрямую с владельцами информации, то есть с банками, чтобы получать ее бесплатно. В данном случае "схлопывание" рынка нам помогает, потому что с автокредитованием сейчас работают немногие. Надо договориться всего с 10-15 банками и покрыть таким образом практически весь рынок. Три организации подтвердили участие, еще с девятью ведем активные переговоры. Возражений ни у кого нет. А со страховщиками сложнее. Принципиальное согласие есть только у четырех компаний. Они настоятельно просят, чтобы мы сначала решили вопрос с РСА. В ближайшее время у нас будет встреча", - делится подробностями Олег Мосеев.

Кроме того, дилеры договорились с двумя крупными торговыми площадками, которые сами реализуют автомобили с пробегом. В РОАД подчеркивают, что готовы получать от партнеров информацию в любом виде. Но, как бы то ни было, даже после успешных переговоров со всеми участниками рынка, НБДА не станет идеальной базой. Гарантировать стопроцентно достоверную информацию не получится по многим причинам. Хотя бы потому, что слишком много автовладельцев в России обслуживаются в "гаражах" по окончании гарантийного срока. Да и банки не обязаны предоставлять информацию о залогах.

Разработчики понимают все сложности, но готовы решать проблемы и сделать базу по возможности максимально полезной. Председатель совета директоров "КарОператора" Оскар Ахмедов осторожно оценил перспективы проекта: "База будет полезна только в том случае, если в ней будет максимум информации. Для поставщиков данных нет никаких ограничений, не нужно нанимать специальных айтишников, мы сами все переработаем и загрузим. Призываю дилеров активно участвовать в наполнении, иначе мы не сможем нормально развивать проект. С нашей стороны постараемся привлечь максимальное количество внешних источников информации. Но в этой истории много политики: с РСА, банками…"

Так чем тогда НБДА отличается от того же "Автокода", который развивает государство? Судя по тому тестовому отчету об автомобиле, что я увидел, принципиально важное отличие дилерского проекта – фиксация сервисных работ и пробега. В других базах эту информацию не найти. Начиная с момента продажи затем на ТО, диагностике и при любом ремонте все дилеры записывают пробег, поэтому достоверность данных будет высокой.
А можно сделать еще выше, для чего РОАД выступила с предложением немного изменить законодательство.

"Мы будем инициировать ряд изменений в государственных нормативных актах. Считаем, что надо обязать страховые компании фиксировать пробег при страховании по ОСАГО, что сейчас не делается. Тогда получим дополнительный источник данных по пробегу, причем ежегодный и с охватом практически 100% рынка. Это позволит сильно увеличить качество информации в базе", - выразил надежду Олег Мосеев.

Базовые данные об автомобиле для пользователей портала будут бесплатными. Полную информацию, включая угон, ограничения на регистрацию и страховые случаи, предоставят за символическую плату. Дилеры и другие организации, участвующие в проекте, сами смогут пользоваться услугой на безвозмездной основе.

Любопытно, что параллельно компания "Авито Авто" разрабатывает проект "Автотека". Причем функционал и даже участники примерно одинаковые. Поэтому представители компании и РОАД шутят, что двум масштабным проектам можно объединяться. У кого получится лучше и будет ли от этих баз реальная польза, посмотрим, когда они заработают в полную силу.

Как бы то ни было разработчикам наших систем до полного аналога американского Carfax еще далеко. База только тогда начнет полноценно выполнять функции, когда в ней будет исчерпывающая информация по абсолютному большинству автомобилей. Но первый шаг на правильном пути сделан, и теперь главное – не забросить хорошую идею.

Алексей Дмитриев