"Пешеходная" угроза. Эффективна ли система лишения прав за долги?
Почти год прошел с тех пор, как в России заработала новая мера взыскания долгов со злостных неплательщиков – лишение водительских прав. "Авторамблер" выяснил, насколько эффективен этот способ давления на должников.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) привела нам статистику – за первые 10 месяцев года фактически лишены прав 176 тысяч должников в рамках 205,7 тысяч исполнительных производств. Когда государство может заставить водителя ходить пешком, расписано в статье 67.1 закона "Об исполнительном производстве" – "Временные ограничения на пользование должником специальным правом". Если человек задолжал больше 10 тысяч рублей, приставы вправе применить жесткую меру, но обязаны сначала уведомить лично, а после оплаты снять ограничения. Причем водительское удостоверение у должника формально остается всегда, но если его поймают гаишники на дороге в период временного лишения, ему не сдобровать – грозит уже длительное (до года) лишение прав от ГИБДД или обязательные работы.
Но в пешеходы приставам нельзя записывать несколько категорий граждан. Например, тех, кто работает на автомобиле или проживает в труднодоступных местах. "Возникают отдельные проблемные вопросы. Так, в федеральном законе «Об исполнительном производстве» отсутствует четкое определение критериев «основной источник средств существования», «ограниченной транспортной доступности места постоянного проживания» и «обеспечения их жизнедеятельности», что на практике вызывает у судебных приставов затруднения при применении норм закона", - рассказали "Авторамблеру" в ФССП о недостатках закона. Сейчас в службе анализируют все ситуации, чтобы внедрить единую практику. Спорных вопросов тогда возникать не должно.
Тем не менее в ведомстве подчеркивают, что и без этого мера по лишению прав за короткое время существенно помогла в общении с должниками. "Об эффективности говорит увеличение взысканных средств в счет погашения задолженности. Как показывает практика, сам факт вручения должнику предупреждения о возможном ограничении водительских прав мотивирует его к исполнению требований. Так, только по 87,7 тысяч исполнительных производств, в рамках которых должники получали подобные предупреждения, погашена задолженность на сумму более 1,3 млрд рублей, из них 805,6 млн рублей алиментных платежей. В целом с применением превентивных мер и фактического ограничения прав взыскано 2,2 млрд рублей, из них 1,4 млрд рублей алиментных платежей, 465,8 млн рублей административных штрафов", - приводят гигантские цифры в ФССП.
Как видим, перспектива лишиться прав действительно пугает многих недобросовестных людей. А значит, система работает! В любом случае должникам лучше не доводить дело до крайних мер и все-таки перечислить в казну все деньги, иначе потом даже после полного погашения долга сразу сесть за руль не получится. На следующий день после выполнения всех требований пристав выносит постановление о снятии временного ограничения. "Придется подождать. Связано это с тем, что обработка постановления о снятии контролирующим органом может занять определенное время – до двух недель", - отметили в службе. Как рассказали "Авторамблеру", сейчас ФССП вместе с другими заинтересованными органами работает над улучшением процедуры ограничения прав и контроля за исполнением.
Алексей Дмитриев