Авторамблер

Отменят ли транспортный налог в 2019 году

© Shutterstock / VOSTOCK Photo

Транспортный налог – это один из самых ненавистных, спорных и дискутируемых. Время от времени ходят разговоры о том, что транспортный налог могу отменить, причем уже в нынешнем 2019 году. Стоит ли им верить, и кто может его не платить уже сейчас?

Транспортный налог на имущество – побор, привязанный к мощности двигателя и зависящий от региона, в котором зарегистрирован автомобиль. Скажем, владелец автомобиля с мощностью двигателя свыше 250 л.с. и зарегистрированной в Москве обязан платить за каждую "лошадь" 150 рублей, в то время как житель, скажем, Чукотского АО платит 30 рублей. Региональные власти могут увеличивать или уменьшать базовые ставки налога до десяти раз, а еще вносить в них коррективы в зависимости от года выпуска и экологического класса автомобилей. Напомним, что срок уплаты налога на имущество физических лиц заканчивается 1 декабря.

Что такое налог на роскошь

В 2014 году был введен повышающий коэффициент (варьируется от 1,1 до 3 в зависимости от стоимости и возраста) для автомобилей стоимостью от 3 млн рублей, известный как "налог на роскошь". В 2019 году, согласно последним данным, Министерство промышленности и торговли РФ включило в перечень 1193 позиций из-за роста цен на модели практически всех брендов.

Теперь в списке числятся 576 машин средней стоимостью от 3 до 5 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 3 лет, 447 автомобилей стоимостью от 5 до 10 млн рублей и возрастом не более 5 лет, 97 экземпляров от 10 млн до 15 млн возрастом не более 10 лет и 73 машин средней стоимостью от 15 млн рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Почему не любят транспортный налог

Многим россиянам хотелось бы, чтобы побор включили в стоимость топлива и тогда в силу вступил бы принцип "сколько ездишь, столько и платишь". Во многих регионах транспортный налог делает покупку мощного автомобиля невыгодным и выступает в роли одного из сдерживающих факторов, несмотря на то, что иногда сумма сбора несопоставима с тратами на эксплуатацию и ремонт.

Откуда пошли слухи

Идея об отмене транспортного налога в России появилась давно, но она так пока и не реализована. Напомним, что президент РФ Владимир Путин поддержал идею избавить россиян от транспортного налога еще в 2012 году. Но даже согласие главы государства не позволило исключить побор: соответствующие законопроекты вносились в Госдуму, однако раз за разом отклонялись.

Не прошел даже законопроект № 480908-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части отмены транспортного налога", который и предусматривал отмену транспортного налога и возмещение "потерь" увеличением акциза на топливо.

Почему не отменили транспортный налог

Все просто – с принятием законопроекта субъекты Российской Федерации потеряли бы поступления в бюджеты, пусть и неполные: согласно данным комитета по транспорту Госдумы РФ информации, в субъектах страны собираемость транспортного налога не превышает 50%. Несложно догадаться, что это сбор естественным образом вырос бы при включении обременения в стоимость бензина. Кстати, подобный порядок действует в странах Европы, опыт которых отечественные власти так любят приводить в пример, а также в Китае.

Налог, который не платят

Ситуации с неуплатой ненавистного побора сейчас в порядке вещей. Граждане понимают, что игры с налоговым ведомством со временем превращаются в нежелательный контакт со службой судебных приставов, имеющий крайне неприятные последствия, но тем не менее тянут с оплатой, либо не платят вовсе. Едва ли не основная часть задолженность по налогам связана именно с ТН.

В конце 2017 года Владимир Путин подписал закон, согласно которому государство прощало гражданам и индивидуальным предпринимателям долги, накопившиеся до 1 января 2015 года. Но по сути налоговую базу просто "очистили" от информации по задолженностям, которые не удалось бы взыскать из-за трехлетнего срока исковой давности.

Отменяется ли налог на транспорт или нет

Периодически появляющиеся новости об отмене транспортного налога пока чересчур оптимистичны и предварительны. Впрочем, говорить о завершении дискуссий на тему включения побора в стоимость бензина и дизельного топлива пока тоже преждевременно, хотя предпосылок к заметным переменам (полной отмене транспортного налога в ближайшее время) не наблюдается, да и горючее, как ожидается, будет только дорожать безо всякого налога.

Тем не менее, на сегодняшний день существуют типы транспортных средств и категории граждан, освобожденные ото уплаты побора.

Не облагающиеся ТН транспортные средства – это:

  • весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил
  • автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке
  • промысловые морские и речные суда
  • пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок
  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции
  • транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом
  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Льготы предоставляются и физлицам некоторых категория, но только на одно зарегистрированное на них транспортное средство. Кроме того, льготы не действуют в отношении автомобилей с мощностью двигателя более 200 л.с., правда, данное правило не распространяется только на многодетных родителей. К льготным категориям в столице, в частности, относятся:

  • резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград» — по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны.
  • герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.
  • ветераны и инвалиды ВОВ.
  • ветераны и инвалиды боевых действий.
  • инвалиды I и II групп.
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
  • один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида.
  • лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (51,49 кВт) включительно, — на одно зарегистрированное на них транспортное средство.
  • один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
  • физлица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1, федеральными законами «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 № 175-ФЗ и «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ.
  • физлица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  • физлица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
  • один из опекунов инвалида с детства, признанного судом недееспособным.