Авторамблер

Новый или подержанный за те же деньги? Часть вторая: риски при покупке

Какие же "подводные камни" поджидают покупателя уже на этапе совершения сделки.

В первой части мы выяснили, что подержанные автомобили в России физически изнашиваются очень быстро, а в цене при этом теряют медленно. Сегодня рассмотрим, какие риски поджидают покупателя уже на этапе совершения сделки.

Даже если вы покупаете новый автомобиль у официального дилера, можете оказаться жертвой обмана или мошенничества. Например, вам могут неправильно (в свою пользу, естественно) рассчитать цену собираемой по опциям комплектации, сорвать срок поставки или всучить битую при транспортировке машину. Самый же тяжелый случай – это когда разорившийся дилер собирает с клиентов оплату за автомобили и сбегает с этими деньгами.

Но, во-первых, все перечисленное случается редко, а последний вариант – вообще из ряда вон. Во-вторых, официальный дилер – это юридическое лицо, обладающее немалым уставным капиталом и дорогостоящими основными средствами. Поэтому если учредители дилерского центра не подались в бега, у покупателя есть все шансы вернуть свои деньги через суд.

Торговля же подержанными автомобилями никогда не подразумевала порядочности продавца и гарантии защиты интересов покупателя. А уж в кризис, когда даже богатые люди перестали продавать машины после "заполнения пепельниц", вторичный рынок пустился во все тяжкие. Такое количество обмана и откровенного мошенничества, как в последние годы, было лишь в лихие 90-е…

Но "лечится" действительно все – в том числе любое "попадание" с покупкой подержанного автомобиля. Вопрос лишь в том, во что может обойтись лечение. Давайте рассмотрим все возможные варианты.

Скрученный пробег

Это – самый распространенный и, пожалуй, самый безобидный вид обмана. Хотя как сказать…

В свое время мне часто приходилось пользоваться услугами одной таксомоторной компании. Автомобили в ней работали в две смены через диспетчерскую, поэтому практически не простаивали и за год проезжали в среднем по 150 000 км. Когда они начали менять парк, я поинтересовался у одного водителя, который часто меня возил, как им удалось продать "трупы" с пробегом в 700 000-800 000 км?

© Фото: Moscow-live.ru

Оказалось, что технология отработана. Руль и сиденья новой машины сразу одеваются в чехлы, кассовый аппарат крепится без сверления дырок в пластике, "родные" накладки педалей и рукоятка рычага КПП после 100 000 км снимаются и возвращаются на место перед продажей. Плюс – собственный сервис с малярно-кузовным цехом… Через пять лет, перед второй переборкой двигателя и КПП этим "мумиям" делают предпродажную подготовку, "рисуют" на одометре 150 000-170 000 км и продают на 15-20% дешевле "среднестатических" пятилеток. Покупатель теряет бдительность, полагая, что уж такой-то пробег скрученным быть не может. Ну а когда машина начинает разваливаться на глазах, новый владелец винит себя: что я хотел – пробег-то под двести тысяч…

При этом бывший таксомотор не всегда можно распознать по документам. Ведь в указанном в ПТС названии компании-владельца не всегда указывается, что она - именно таксомоторная. Да и не всегда владельцем таксомотора выступает юридическое лицо. Некоторые частники зарабатывают тем, что покупают новую машину и сдают ее в аренду таксопарку…

Скрытые технические проблемы

Часто причиной продажи подержанного автомобиля серьезные технические проблемы, которые продавец пытается скрыть. Например, не уследил за уровнем масла – "стуканул" мотор. От души побуксовал в грязи – начал дергаться при переключениях "автомат".

Капитальный ремонт двигателя или автоматической коробки на иномарках обходится в среднем от 100 000 до 300 000 руб. Вместо того, чтобы тратиться по-крупному, многие предпочитают на время убрать симптомы неисправности, после чего продают машину. Например, заливают масло другой вязкости или меняют только наиболее пострадавшие детали.

В таких случаях расчет делается на то, что действие "обезболивающего" продлится более двух недель, отведенных законом на предъявление претензий продавцу. По истечении этого времени искать 100 000-300 000 руб. на ремонт придется уже новому владельцу…

Кузовной ремонт "на продажу"

Сокрытие от покупателя факта кузовного ремонта по своей «популярности» находится на втором месте после скручивания пробега. Это, конечно, очень неприятно, но если повреждения были небольшими или ремонт – качественным, трагедией не является. Гораздо хуже, если автомобиль был отремонтирован «на продажу» после серьезного ДТП.

Как я уже говорил в статье про страховку, качественно восстановить сильно битую машину ОЧЕНЬ дорого. Поэтому почти все незастрахованные по КАСКО автомобили после серьезного ДТП ремонтируются "на продажу". То есть, без замены сработавших систем безопасности и деформированных силовых элементов кузова, или путем врезки части кузова от другого аналогичного автомобиля со сваркой силовых элементов в стык.

После такого "ремонта" машина превращается в ходовой макет автомобиля, который даже ездить толком не может, а при повторном столкновении становится капсулой смерти. Но для начала эту капсулу после покупки надо будет поставить на учет. Если инспектор обнаружит врезку части другого кузова, на регистрационные действия может быть наложен запрет, и тогда покупатель становится владельцем груды железа…

Возможных выходов из такой ситуации - четыре. Первый: продавать машину как небитую и надеяться, что покупатель к вам не придет (что вряд ли). Второй: продавать машину перекупщику, который потом "толкнет" ее как небитую, но у вас купит по цене металлолома. Третий: легально покупать новый кузов и менять его с внесением изменений в документы, что неоправданно дорого. Четвертый: продавать машину по запчастям, чтобы вернуть хоть какие-то деньги…

Угон

Угнанных автомобилей на "вторичке" продается гораздо больше, чем можно предположить. Чаще всего это двойники, угнанные взамен автомобилей, разбитых под списание. Поскольку документы в этом случае – "чистые", проверка двойника по любым базам данных ничего не дает. Если не проводить экспертизу самого автомобиля перед покупкой, подмена вскрывается только при попытке поставить его на учет…

Что делать в такой ситуации? Если законный владелец или страховая компания, к которой перешли права на угнанный автомобиль, захотят его забрать, покупатель остается без машины и без денег. Если же откажутся забирать, автомобиль после закрытия уголовного дела передается горе-покупателю на ответственное хранение, и максимум, что с ним можно делать – потихоньку продавать по запчастям…

Банковский залог или обременение по суду

Еще одна практикуемая схема мошенничества – продажа находящихся в залоге у банка или обремененных по решению суда автомобилей. При этом риск налететь на кредитную машину особенно велик в первые несколько месяцев после ее продажи первому покупателю.

Поскольку такие продажи совершаются умышленно, мошенники всегда принимают меры к тому, чтобы обманутый покупатель не смог их найти. Точно также, как при продаже халтурно восстановленных или угнанных автомобилей…

Поэтому если покупателю не удастся найти фактического заемщика или добиться снятия обременения, он лишается автомобиля, либо погашает чужой кредит, либо за свой счет удовлетворяет претензии истца.

Кто последний, тот и папа

В конституции любого цивилизованного государства записано, что оно обязано защищать интересы своих законопослушных граждан. Поэтому во всех цивилизованных странах закон либо не допускает выпуска в обращение халтурно восстановленных после ДТП, угнанных, кредитных и обремененных автомобилей, либо делает неотвратимым наказание за такие деяния. Например, в Германии или Швейцарии ответственность за скручивание пробега такова, что при продаже машины внутри страны этим никто не занимается…

Российский же вторичный рынок стал рассадником мошенничества именно из-за того, что наша законодательная и исполнительная власть вместо защиты интересов добросовестного покупателя выступает на стороне криминала и крупного бизнеса.

Например, как еще можно расценивать закон, допускающий выпуск в обращение кредитного автомобиля (хотя сделать это невозможным труда не составляет) и – более того - перекладывающий обязательства по кредиту на покупателя, который этого кредита не брал?

Неудивительно, что банки не озадачиваются залоговым обеспечением по автокредитам. Даже если заемщик продаст находящуюся в залоге машину, это не проблема - кредит все равно будет погашен следующим владельцем. Кто последний – тот и папа…

А от новой упрощенной системы продажи подержанных автомобилей, позволяющей беспрепятственно продать угнанную машину, работники ГИБДД, розыскники и УБЭПовцы просто в шоке. Они в один голос говорят: такое ощущение, что этот закон был принят в угоду криминалу…

Это не страшилки на ночь. При покупке подержанного автомобиля риск налететь на крупные непредвиденные траты или вовсе остаться без машины и без денег более, чем реален. При этом закон и практика его применения – вовсе не на стороне добросовестного покупателя…

Этот раунд – явно не в пользу покупки подержанного авто. В следующий раз сравним величину транспортного налога и стоимость КАСКО для нового и б/у автомобилей равной стоимости.

Александр Конов,

Эксперт по выбору автомобилей