Можно ли легально оставить место ДТП?
Правила дорожного движения, казалось бы, однозначно запрещают покидать место аварии до завершения ее оформления сотрудниками ГИБДД. Так ли это на самом деле?
Все помнят пункт 2.5 правил, где четко сказано: водитель, причастный к ДТП, обязан немедленно остановить или не убирать с места происшествия автомобиль, включить аварийку, выставить знак и ничего не трогать! Это правило хорошо закрепилось в головах еще со времен учебы в автошколе. Вероятно, в памяти осталось и предполагаемое наказание за оставление места ДТП – лишение водительских прав на срок до 1,5 лет или даже административный арест на 15 суток. Меру ответственности решает суд, учитывая тяжесть аварии, количество пострадавших, является ли управление автомобилем средством заработка для человека, и даже характеристику, составленную на водителя на месте его работы.
Кстати, в самом выражении «водитель, причастный к ДТП» кроется неопределенность. Мы знаем, как часто хамство на дороге приводит к катастрофе. При том, что виновник аварии, например, резко подрезавший машину в потоке, благополучно уезжает. Причастен ли такой человек к ДТП, если не было контакта непосредственно с его автомобилем? И если у пострадавшего есть запись с видеорегистратора, можно ли привлечь виновника аварии к ответственности, в том числе и за оставление места ДТП? Вероятно, именно в таких случаях станет работать недавно введенный термин «опасное вождение», по которому теперь станут привлекать к ответственности.
Следующая причина, по которой вам жизненно важно дождаться наряда ДПС, - правильно оформленный пакет документов. У многих автомобилистов заключены договоры добровольного страхования, и все водители - по крайней мере, так должно быть! - имеют полисы ОСАГО. А общаться со страховой компанией в надежде на выплату, но без оформленных после аварии документов – занятие бесполезное.
Читайте также
Даже в старой редакции правил из требования оставаться на месте аварии и не передвигать автомобили предполагалось исключение – необходимость помощи пострадавшим, если таковые есть! Отвезти человека в больницу вы просто обязаны. Но затем – вернуться на место происшествия.
Теперь правила предполагают две ситуации, когда вы можете покинуть место ДТП. Допустим, в аварии участвовало всего два автомобиля, нет пострадавших, не повреждено другое имущество (например, элементы дорожного обустройства), а оппоненты согласны с обстоятельствами аварии, то есть не перекладывают вину друг на друга. Тогда можно оформить европротокол и разъехаться. Естественно, предварительно сфотографировав автомобили в привязке к местности, и составив схему ДТП. Надо лишь прикинуть в этом случае: ремонт автомобиля не должен превысить 50 тысяч рублей. На сегодняшний день эта максимальная сумма, которую выплачивают страховые компании по такой схеме.
Другая ситуация: все то же самое, за исключением согласия между участниками. Если вы поспорили и не можете договориться – нужно точно так же составить схему ДТП, найти свидетелей и записать их координаты, заполнить бланки извещений о ДТП, выданные страховыми компаниями, а затем поехать на ближайший пост ГИБДД, где инспектор изучит обстоятельства дела.
Еще раз повторим: эти варианты решения проблемы работают только в случаях, если в аварии пострадали два автомобили. С тремя машинами уже придется ждать приезда инспектора. И обратная ситуация: если участник ДТП был всего один (скажем, водитель по неосторожности скатился в кювет), а пострадавших нет, и не причинено никакого вреда чужому имуществу – водитель может уехать с места аварии. Оказывается, по таким делам были прецеденты, по которым ГИБДД привлекала водителей за оставление места ДТП. Но Верховный суд РФ выпустил разъяснение, отменяющее подобные постановления.
Читайте также
Важнейший нюанс: раньше «оставлением места ДТП» инспектор квалифицировал любое перемещение автомобиля после аварии. Сейчас все наоборот: если ситуация не осложнена пострадавшими, водители обязаны убрать автомобили, мешающие проезду других машин!
Теперь о том, что делать, если вы «на стрессе» все же уехали с места аварии. Успеете вернуться до прибытия наряда ДПС – обвинения по этому пункту с вас снимут. Допустим также – и это самая распространенная ситуация, - что вы задели чью-то машину во дворе и даже этого не заметили. Самое простое решение - найти хозяина поврежденной машины и договорится с ним о возмещении ущерба. Вариант сложнее, но и правильнее – позвонить в ГИБДД, сделать фотографии, нарисовать схему происшествия и оформить аварию на ближайшем посту. А вот если вы просто уехали, а пострадавшему удастся найти запись с видеокамер наблюдения или свидетелей, запомнивших номер вашей машины – пеняйте на себя.
_ Текст: Илья Куликов_