Малоизвестные советские внедорожники, которые могли изменить автомобильный мир
Экономику лихорадило и на многочисленные проекты (пусть даже перспективные) банально не хватало средств. Но бывало и так, что деньги находились, а машины все равно не становились массовыми. Здесь уместно вспомнить проекты ГАЗ, УАЗ, ЛуАЗ.
ГАЗ-М73
В 1954 году инженеры и конструкторы Горьковского автозавода представили уникальный на тот момент автомобиль – ГАЗ-М73. По факту, это был компактный вездеход, внешне сильно напоминающий "Москвич-402". Но не только экстерьерное сходство было между двумя этими машинами. М73 получил от "четыреста второго" тормозную систему, а заодно и силовой агрегат. А вот "раздатку" разработали с нуля, специально под внедорожник. Тоже самое было и с неразрезными мостами, и подвеской. Работа с чистого листа объясняется просто – в стране не было подходящих элементов для нового авто.
Предполагалось, что ГАЗ-М73 будет производиться в двух исполнениях: пикап и купе. При этом, что интересно, вне зависимости от кузова, в авто могло поместиться лишь два человека (вместе с водителем).
Предприятие выпустило два опытных образца, протестировало их и осталось довольным их внедорожными способностями. Но серийным М73 так и не стал. Оказалось, что его банально негде производить. Поэтому машины отправились на Московский АЗМА/АЗЛК, где затем из использовали для создания 410 и 411 "Москвича".
"Москвич-415/416"
В конце 50-х годов прошлого столетия инженеры МЗМА решили создать свой внедорожный автомобиль. А вдохновились они американским эталоном тех лет — Willys. Собственно, даже внешне автомобили были друг на друга сильно похожи. У "Москвича-415", как и у "американца" отсутствовали двери, а место жесткой крыши занимал тент.
Был создан один опытный образец. Но после испытаний машину обновили, немного освежив внешний облик. В том же 1960 году появился и "Москвич-416". У него, в отличие от "четыреста пятнадцатого" появилась жесткая крыша, обогрев ветрового стекла (уникальная функция для того времени), а запасное колесо разместилось на правом борте.
Эти "Москвичи" отличались от того же ГАЗ-М73 наличием лонжеронной рамы (у "семьдесят третьего" — несущий кузов). Ну а главным донором стал "Москвич-410". От него машины получили трансмиссию и ходовую часть.
Известно, что было создано семь опытных образцов. На этом дело и закончилось. В серию машины не пошли, потому что для них не нашлось места на предприятии.
"Москвич-2148/2150"
В начале 70-х АЗЛК озаботился созданием нового внедорожника. Требовалось, чтобы он был полностью адаптирован не только к буеракам, но и городу. А значит, быть комфортабельным. И тогда инженеры вспомнили о почившем "Москвиче-415". Его воскресили и провели "работу над ошибками".
Новый "Москвич" изменился сильно. Под капотом у него поселился силовой агрегат от "четыреста двенадцатого", чья мощность варьировалась от 72 л.с. до 75 л.с.
В 1973 году появилось два опытных образца под индексами 2148 (мягкий тент) и 2150 (цельнометаллическая крыша). Автомобили получили раму и подключаемый полный привод. Но борьбу за место под солнцем (конкурс "гражданский массовый внедорожник") "Москвичи" в одну калитку проиграли "Ниве". Поэтому их судьба была предрешена.
ИЖ-5/14
Та же участь ждала и этот проект. ИЖ в битве за жизнь сошелся с вазовским детищем и проиграл. ИЖ-5, появившийся в начале 70-х годов имел архаичный облик и несущий 3-дверный кузов. Что касается технической начинки, то "раздатку" и мотор взяли от "Москвича-412". Переднюю подвеску на предприятии усилили, а вот заднюю торсионную инженеры разработали с чистого листа.
В 1972 году предприятие произвело ряд улучшений внедорожной модели, сменив заодно и ее индекс. Так появился ИЖ-14. "Четырнадцатый" получил более современный облик и унификацию задней зависимой рессорной подвески с "Москвичом-412".
Предприятие изготовило три опытных образца, на которых история и завершилась.
ЛуАЗ-1301
Пытались расширить модельный ряд и инженеры Луцкого предприятия. В 1984 году появился опытный образец — ЛуАЗ-1301. По сути, это был тот же 969М, который получил новую обертку и ряд технических изменений. Главной изюминкой являлись пневмобаллоны, за счет которых можно было "играть" с дорожным просветом. Учитывая, что новинка изначально позиционировалась как автомобиль эконом-класса, то наличие "фишки" - решение, мягко говоря, неоднозначное. Зато с другими придумками создатели не просчитали. ЛуАЗ-1301 получил постоянный полный привод, блокируемый межосевой дифференциал, пружинную подвеску и силовой агрегат, унифицированный с "Таврией".
Но стать серийным автомобилем у 1301 никак не получалось. Модель постоянно модернизировали, руководствуясь принципом, что нет предела совершенству. За последующие годы появилось несколько опытных образцов. Например, шестиколесный пикап.
А полностью свернули проект только в 2006 году. Сколько точно было создано ЛуАЗов-1301 — неизвестно.
"Апал-2154" "Сталкер"
В начале 90-х, когда СССР уже рухнул, на челябинском опытном заводе №100 началась работа по созданию нового транспортера переднего края. Руководство предприятия поступило дальновидно и поставило задачу кроме военной версии, создать еще и гражданскую. При этом, что первый вариант, что второй получили каркасно-панельную конструкцию.
Поскольку экономика страны в те годы хромала на обе ноги, то создание опытных автомобилей гражданского образца было перенаправлено на "Лада-Тул". Но и здесь не сложилось, поэтому к процессу подключилась компания "Апал".
И в 2003 году компания создала первый образец. Это был заднеприводный кроссовер с мягкой крышей, не обладавший какими-либо впечатляющими возможностями на бездорожье. Но затем в "Апале" решили, что такой автомобиль не годится. Поэтому концепт снабдили полным приводом и мотором от Lada 4x4. Заодно поменяли мягкий тент на жесткую крышу. Также от "Лады" машине достались приборная панель, центральная консоль и другие элементы.
Всего было создано 10 опытных образцов. Но на этом все и закончилось. Оказалось, что никто не захотел связываться с производством машины с весьма туманными перспективами.
УАЗ-3165 и 3165М "Симба"
Еще в конце 90-х годов на УАЗе решили, что "Буханка" все-таки не вечна и было бы неплохо заменить ее новой коммерческой моделью. И работа в данном направлении началась. И спустя несколько лет предприятие представило три опытных образца. Два представляли собой фургоны (УАЗ-3165, УАЗ-27722), а третий — грузовик с цельнометаллической бортовой платформой (он обзавелся индексом 2365). Эти автомобили получили 2,7-литровые бензиновые моторы ЗМЗ-409.10 (в планах было и внедрение со временем дизеля ЗМЗ-514) и 5-ступенчатую механическую коробку.
А затем на предприятии начали работу над еще одной моделью — УАЗ-3165М "Симба". Эта машина отличалась тем, что представляла собой 8-местный минивэн, оснащенный полным приводом. За основу был взят УАЗ-2360.
В период с 2000 по 2003 год было сделано пять опытных образцов. Потом проект свернули, посчитав его неперспективным.
УАЗ-2362, УАЗ-2363 "Бизон" и УАЗ-2760 "Сталкер"
Параллельно пытался Ульяновский завод сделать и новые шаги в направлении пикапов. В 2000 году появился УАЗ-2362. Автомобиль получил 3-метровую колесную базу, 2-рядную кабину, зависимую подвеску, 5-ступенчатую механическую коробку, турбодизельный двигатель ГАЗ-5601 на 110 лошадиных сил и подключаемый полный привод. Собственно, почти все из этого пикапу досталось от старшего брата - УАЗа-3162 "Симбир".
А на Московском автосалоне 2001 года предприятие продемонстрировало модель с остекленным кунгом и бензиновым мотором ЗМЗ-409.10. Она получила название УАЗ-2363. А рядом с ней выставлялась модель УАЗ-2760 "Сталкер". Она отличалась 2-дверной кабиной и огромной цельнометаллической платформой.
Все три опытных образца оказались на обочине истории, но труды инженеров не прошли зря. Наработки дали серьезный толчок для развития будущих флагманов завода - "Патриотов".