Как получить "блатные" номера. Все схемы и нюансы
Кому-то достаточно иметь чистую машину, которая будет исправно выполнять свои основные функции. Другие стремятся разными способами доработать, усовершенствовать и украсить своего "железного коня". К числу наиболее эффектных "аксессуаров" можно отнести и "красивые" регистрационные знаки. Еще со времен Советского Союза автолюбители привыкли видеть так называемые "блатные" номерные знаки на машинах крупных чиновников и представителей силовых структур. Так было раньше, но теперь абсолютно легально приобрести их может даже самый простой автовладелец - были бы деньги.
Правда, официально купить "красивые" номерные знаки в России сегодня невозможно. Предложение продавать автовладельцам желаемые номера внесли в Госдуму еще в 2011 году. Такая система должна была не только стать еще одним средством борьбы с коррупцией, но и принести бюджету дополнительные деньги. Спустя два года проект закона "О регистрации транспортных средств" приняли в первом чтении, но никаких подвижек в рассмотрении закона до сих пор не произошло. Сначала причиной были разногласия между депутатами. Часть из них выступала за продажу "красивых" номеров с молотка, остальные предлагали ввести на них специальную повышенную пошлину. В итоге решено было остановиться на аукционах. Вполне вероятно, окончательное решение по этому вопросу депутаты могут принять уже этой осенью. Однако, по мнению координатора движения "Синие ведерки" Петра Шкуматова, внедрение аукционов не поможет избавиться от перекупщиков. Скорее, наоборот - создаст для них более комфортные условия.
"На самом деле я выступаю за то, чтобы не было никаких аукционов, потому что обычным автовладельцам они особо не помогут. А вот тем самым перекупщикам будет гораздо проще. Они придут на аукцион, купят эти же самые номера и дальше точно так же пустят их на продажу. В этом плане вообще ничего не изменится. Например, в Москве номера в случайном порядке выдаются автовладельцам, после чего к ним приходят перекупщики и предлагают тут же выкупить "красивый" номер. Допустим, за 20 000 или за 50 000 руб.", - объясняет Петр Шкуматов. - Представьте себе, вы вдруг неожиданно выиграли в лотерею - пришли в ГИБДД, а вам выпал счастливый билетик. Естественно, вы говорите: "Да, конечно, давай". И дальше номер уходит к этим самым перекупщикам. То есть автовладельцам, которым повезло получить необычный номерной знак, сейчас платят какие-то деньги. А если узаконят аукционы, эти средства будет получать государство. Вот и все".
Такое мнение разделяет и автор многих автомобильных законопроектов депутат Вячеслав Лысаков: "Вполне возможно, что на эти аукционы будут приходить перекупщики, которые затем станут продавать "красивые" номера значительно дороже, чем они потратили. Вместо этого надо дать возможность уже конкретному автовладельцу, заплатив фиксированную правительством сумму, получить из имеющихся тот номер, который ему понравится. Если люди готовы платить деньги, то почему не дать им такое право? Но эти средства должны официально поступать на счет либо органов полиции, либо в благотворительные фонды, потому что сейчас они зачастую идут в карман инспекторам. Закон не должен регулировать подобные технические вопросы. Это должен быть либо технический регламент, либо правительственное постановление или приказ министра внутренних дел. Но поскольку предполагаемый доход - копейки для бюджета, то это не очень актуально".
Между тем, в других странах, в том числе в странах СНГ, государство не первый год практикует продажу "красивых" номеров. Например, в Таджикистане, Киргизии, Молдавии или Белоруссии автолюбители имеют возможность приобрести эффектные номера на торгах или по индивидуальному заказу. А в Азербайджане свободно выбрать и забронировать понравившийся номер можно на сайте Главного управления государственной дорожной полиции. Правда, тариф на оплату госпошлины будет зависеть от конкретного буквенно-цифрового сочетания. А пока россияне не могут приобрести желанные номера у государства, черный рынок продолжает работать по уже отточенным схемам.
Друзья-инспекторы помочь не смогут
Сейчас получить заветный регистрационный знак даже при наличии родственников "в погонах" стало намного сложнее. Кому что достанется - теперь определяет компьютер. Например, участник группы PLAZMA Максим Постельный получил свои номера с тремя "девятками", дополнительно ничего для этого не делая. "Взятки при постановке на учет - это уже давно забытая тема. Сейчас такое не практикуют, поэтому мне просто повезло. Стоял в очереди, и выдали такой номер. Но никаких привилегий на дороге я не чувствую, - делится наблюдениями Максим. - Так же, как и прочих участников, останавливают и так же проверяют. Как и всем, приходят штрафы с камер. Только иногда слышу дурацкие вопросы про то, как это так я получил "блатные" номера? Перестал отвечать".
Его коллеге Роману Черницыну, обладателю номерного знака с тремя эффектными "семерками", тоже повезло. Правда, случайностью это назвать нельзя. По словам музыканта, у него никогда не было цели купить "красивый" номер: "Мне его подарили друзья из ГИБДД. Сам я вряд ли стал бы целенаправленно прилагать какие-то серьезные усилия для получения таких номеров. Тем более, никогда не стал бы их покупать, ибо никакого практического смысла в этом нет. Тут только эстетика, не более".
Однако даже распределение номеров с помощью специальной программы не слишком повышает шансы простых автолюбителей. Одна из причин - сотрудничество недобросовестных работников Госавтоинспекции с дилерами. От своих информаторов перекупщики узнают, что в одном из МРЭО стартовала выдача номеров с эффектной буквенной серией. Буквально сразу в очередь на регистрацию транспортных средств выстраиваются десятки владельцев старых отечественных машин. Основная часть выданных номеров им не пригодится, но среди них с большой вероятностью могут оказаться настоящие "жемчужины", стоимость которых с лихвой компенсирует все вложенные средства.
"Этот вид бизнеса рассчитан на людей недалеких, потому что никакие специальные серии не продаются. Там есть единичные исключения, когда бизнесмен отдает машину в виде благотворительной помощи силовому ведомству, которое ставит автомобиль на свой учет и вешает свои номера. Этот человек еще год пользуется такой машиной, но потом действительно отдает этот автомобиль. Но это единичный случай - для людей супербогатых, это не массово", - рассказывает первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. - А так в принципе все специальные серии не раздаются чужим людям, они недоступны. Все остальное, похожее на спецсерии - для дурачков, которые думают, что сочетание этих букв или цифр даст им какие-то привилегии. Но некоторые любят просто красивые круглые цифры. Ну хочет человек - пусть он заплатит определенную сумму. Пусть не две тысячи за номер, а двадцать тысяч.
Для тех, кому не посчастливилось получить регистрационный знак с эффектным сочетанием цифр или букв в общем порядке, существует другой абсолютно легальный с юридической точки зрения способ украсить свой автомобиль. "Спрос на красивые регистрационные знаки достаточно высок. Это связано с тем, что в МРЭО после внедрения системы электронного распределения номеров получение знаков нужных серий и комбинаций стало невозможным. Поэтому у всех желающих остается единственный выход - обратиться к нам, - рассказывает продавец номерных знаков Ильяс. - Средняя стоимость "красивых" номерных знаков - 60 тыс. руб. с учетом затрат на переоформление. Это достаточно усредненная цифра, так как цена зависит от конкретного знака и может достигать нескольких сотен тысяч. Соответственно, растет спрос - растет и цена".
Как купить "блатной" номер в интернете?
Свободное обращение регистрационных знаков на рынке стало возможно после введения нового регламента, который узаконил продажу автомобилей вместе с номерами. А в случае с номерными знаками элитных серий - например, знаменитые "три Анны", "три Ольги", АМР или ЕКХ - скорее машина продается в комплекте с номером. Вбив в поисковую строку соответствующий запрос, вы найдете сотни предложений по продаже автомобильных номеров на любой вкус и кошелек. Нередко машины с "красивыми" номерными знаками реализуют через сайты вроде Avito. Если вы не спешите, можно попробовать дождаться выгодного предложения там. Вместе с тем, ценность определенных сочетаний букв и цифр может отличаться в разных регионах.
"В принципе, я бы не сказал, что ценники высокие. Естественно, если мы берем номера с одинаковыми цифрами или буквами - вроде ООО или МММ - они стоят недешево. В среднем серии с одинаковыми буквами стоят до 100 тыс. руб. Одинаковые цифры вообще некоторые продают по 40-50 тыс. руб., даже дешевле можно найти. В эту сумму уже входит целиком перевес номера. Грубо говоря, три "шестерки" или три "пятерки" продают по 10-15 тыс. руб., но это без оформления. Естественно, серия ООО с цифрами 600 или 100 - это дорогой номер, он может стоить свыше миллиона", - рассказывает продавец номерных знаков Алексей. - А серия СКМ, номера которой в Перми висят на автомобилях полиции, каких-то силовых структур - дорогое удовольствие для жителей этого региона. Найти можно все, но тут вопрос цены. Самые востребованные из цифр - "555", "999", "001". А из букв какого-то особого приоритета нет: кому-то буквы вообще не интересны, кому-то регион не важен. Кто-то ищет номер с "ругательными" посылами, для других это категорически неприемлемо. Недавно был случай, когда человеку выпало три "шестерки" при регистрации в ГИБДД. Так он категорически от них отказался - сказал, что его с таким номером не пустят домой".
"Я владею достаточно красивой машиной, поэтому ездить с красивым регистрационным знаком мне будет намного приятней. Сейчас ищу номера с комбинацией букв КОТ, чтобы они соответствовали моей фамилии. Я и раньше ездил с красивыми номерами - помогали друзья из государственных структур, иногда просто доставались автомобили с привлекательными знаками. Но всегда хотелось именно серию КОТ", - рассказывает житель Екатеринбурга Алексей Котов. - Тут решил попробовать их найти, но, как оказалось, это очень непросто. Могу сказать, что преимуществ на дороге у обладателей "блатных" номеров нет. Скорее всего, даже наоборот. Лично знаю много случаев, когда мои товарищи ездили по России с красивыми номерами, и их на каждом посту останавливали.
Даже при наличии знакомого, который согласен продать вам свой "красивый" номер, просто приехать в ГИБДД и обменяться регистрационными знаками не получится. Приобрести понравившийся номер потенциальный покупатель может одним из следующих способов. В первом случае продавец по договору купли-продажи передает покупателю свой автомобиль, на котором по всем правилам уже установлен желанный регистрационный знак. Договор при этом - не более чем формальность, поскольку такая "покупка" не предусматривает уплаты денежных средств. Постоянные участники рынка, как правило, используют старенькие машины отечественного производства. Это может быть та же "классика" или "Самара". После этого покупатель едет в ГИБДД и регистрирует приобретенный автомобиль на свое имя. Следующим шагом станет подача заявления на сохранение государственных регистрационных знаков. Покупатель снимает "красивый" номер с машины продавца и оставляет его на хранение в ГИБДД. Взамен он получает самый обычный регистрационный знак, заплатив госпошлину в размере 2850 рублей, и устанавливает его на автомобиль продавца. Останется только обратно "продать" хозяину его машину, забрать с сохранения "красивый" номер и зарегистрировать его на свою. Готово! Кстати, заплатить 2850 рублей придется повторно, поскольку любые регистрационные действия в нашей стране сопровождаются обязательной уплатой государственной пошлины. Правда, если сделать это через портал госуслуг, с 1 января 2017 года вы получаете гарантированную скидку в 30 процентов. Вместе с тем, зачастую все затраты на переоформление номера, в том числе на покупку страхового полиса, берут на себя сами продавцы.
Второй вариант перевеса номера очень похож, но если в первом случае своим автомобилем рискует продавец, то здесь - покупатель. Схема отличается лишь тем, что для перерегистрации в этом случае используется машина покупателя. По договору купли-продажи она временно переходит в собственность продавца "красивого" номера. Дальше все точно так же - дилер регистрирует автомобиль покупателя на себя, производит в ГИБДД замену номерных знаков и тут же возвращает машину прежнему владельцу. К сожалению, "лишняя" запись в ПТС при такой схеме - не самая большая неприятность для покупателя. Ведь юридически ваше транспортное средство на какое-то время переходит в собственность продавца номера, а вы рискуете остаться без автомобиля.
Мошенники никогда не спят
Впрочем, "развести" могут не только на машину, но и на деньги. Например, продавец попросит вас внести предоплату на его банковскую карту, а затем исчезнет. Такой случай произошел с Денисом Цивколюком из Москвы. Мужчина захотел приобрести регистрационный знак с тремя "тройками". Вскоре нашелся и продавец - некто Владимир Савченко, уроженец города Бийск Алтайского края. Он согласился уступить нужный номер за 30 000 руб. вместе с "перевесом".
"Я столкнулся с мошенником и получил хороший урок. Все началось с того, что нашел в интернете объявление о реализации такого номера и написал продавцу. Рассказал он все красиво, прислал фото СТС и самого номера. Для гарантии я еще попросил прислать фотографии его паспорта РФ, - рассказывает Денис. - Продавец их прислал и попросил перевести 7 000 рублей в качестве залога. А после того, как я перевел нужную сумму, мужчина исчез, удалил свою страницу "ВКонтакте" и заблокировал карту Сбербанка. Я написал заявление в Управление «К» МВД России. Посмотрим, что из этого получится".
Еще одна схема отличается привлечением третьего автомобиля-донора, который используется непосредственно для осуществления подобных сделок. Как правило, это дешевая машина с богатой историей регистрационных действий. Если вы хотите обменяться номерами с другим автолюбителем, но никто из вас не готов рисковать своим автомобилем, "профессиональные" перекупщики за определенную плату предоставят вам свою технику. Скажем, если вам приглянулся номер соседа, и тот согласен его вам уступить. Получается что-то вроде передачи автомобиля-донора в аренду.
Первым делом сосед "покупает" у посредника его автомобиль по договору купли-продажи. Затем он меняет свой "красивый" регистрационный знак и оставляет его на хранение в ГИБДД, получив взамен другой ничем не примечательный номер. После этого сосед ставит подменный автомобиль на учет с получением оставленных на сохранение "красивых" номеров и "продает" его вам. В свою очередь вы сохраняете "красивый" номер за собой, получая взамен из общего потока новый номер для донора, и возвращаете подменный автомобиль прежнему владельцу. Заключительный этап - перерегистрация вашего автомобиля с выдачей желанного номера, который был оставлен на сохранение в ГИБДД. Такой способ покупки требует больше времени и финансовых вложений, ведь заплатить госпошлину придется уже не два, а четыре раза. Соответственно, и полис ОСАГО придется оформлять дважды. В то же время третий вариант самый безопасный - переоформлять свой автомобиль на другого человека никому из вас не придется, а в ПТС продавца и покупателя не появится никаких "лишних" записей.
Однако на практике автомобиль с "красивыми" номерами чаще всего и является донором. Если вы заметили "блатной" регистрационный знак на ветхих "Жигулях", можете не сомневаться - перед вами автомобиль-донор, а его номер выставлен на продажу. От внимания бдительных перекупщиков не уйдет ни один автовладелец, которому в общем порядке выпал номер с "интересной" буквенно-цифровой комбинацией. "Сотрудники ГИБДД иногда участвуют в этом процессе путем передачи перекупщикам контактных данных владельца "красивого" номера. Но это не какие-то космические деньги. Насколько я слышал, чуть ли не 500 рублей за один контакт", - делится координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.
"Чтобы присвоить себе номер, есть разные способы и методы. Например, продавцы номеров могут увидеть, что какому-то автовладельцу в общем порядке улыбнулась удача. Вот уже непосредственно с ним можно договариваться", - рассказывает продавец номерных знаков Алексей. - Продавцы могут находиться просто где-нибудь неподалеку или на регистрации. Иногда автомобили с "красивым" номером приходят на утилизацию. С их владельцами тоже можно договориться, взяв на себя все расходы".
Так или иначе, на дороге никаких преимуществ своим владельцам "красивые" номера сегодня не дают. Теперь это не более чем дорогой автоаксессуар, с помощью которого можно подчеркнуть свое материальное положение или просто выделиться из общего транспортного потока. К тому же, по мнению координатора движения "Синие Ведерки" Петра Шкуматова, далеко не всех автолюбителей привлекают дорогостоящие серии и комбинации. Кто-то ищет в номере свои счастливые числа, кто-то аббревиатуру своих инициалов или первые буквы фамилии. - Это как спорить о женской красоте - для кого-то одна и та же девушка будет красивой, для кого-то - не очень. На вкус и цвет товарищей нет. Кому-то нравятся три "тройки", а у кого-то счастливое число "327". И вот человеку, который хочет купить номер с цифрами "327" и какими-нибудь буквами, не дадут купить этот номер, потому что он вроде как некрасивый. Если вы посмотрите на соотношение людей, которые хотят выбрать себе конкретный номер, и тех, кто мыслят стандартно - "мне, пожалуйста, пять "семерок" - оно будет примерно 20 на 80, - считает Петр Шкуматов. - Условно говоря, правило Парето в этом плане действует. То есть людей, которые хотят купить условные три "тройки", значительно меньше, чем тех, кто желают выбрать нужный им номер. Я выступаю за то, чтобы абсолютно любой человек мог заплатить пошлину за выбор номера и зарегистрировать любой из имеющихся свободных номерных знаков. Без ранжирования на категории "красивый" или "некрасивый". В аукционах же будут участвовать исключительно "перекупы".
Ульяна Смирнова
Фото: РИА "Новости" / Константин Чалабов