Авторамблер

Как делают шины: все секреты исследовательского центра Pirelli

Странствуя по северу Италии, мы не только гостили у Горацио Пагани, но и отправились в Милан, где находится научно-исследовательский центр шинного монстра Pirelli. Малочисленность персонала, ручной труд… Почему?

Милан – город Pirelli. Это понимаешь сразу, увидев территории, которые оккупирует одно из промышленных достояний Италии, или погрузившись в историю с географией. Джованни Баттиста Пирелли основал предприятие по производству изделий из каучука в 1872 году. Выпускалось тогда все, что могло быть резиновым, но первая автомобильная покрышка выкатилась из цехов лишь в начале XX века.

© Руслан Буслов / Авторамблер

Нынешний комплекс сооружений включает в себя центр исследований и разработок, а также музей Pirelli Foundation, который тянет на полноценный архив. Здесь собрано более 700 тысяч фотографий об истории компании, тысячи книг и разная техническая документация.

Войдя в штаб-квартиру, представляющую собой стеклянный куб, теряешь дар речи – старая бетонная градирня, оказывается, не была снесена, а интегрирована во внутреннее пространство здания. Теперь в ней расположены залы.

© Руслан Буслов / Авторамблер

Но настоящий космос – это процесс изготовления шин, его сложность и многоступенчатость. Первый этап рождения шины происходит в виртуальном пространстве, когда рисунок протектора моделируется на компьютере. После того как инженеры получат примерный вид покрышки, рисунок наносится на слик-прототип.

© Руслан Буслов / Авторамблер

Помогает лазер, оставляющий едва заметные засечки, служащие ориентиром, но не следующему компьютерно-механическому монстру, а… людям.

У неосведомленного зрителя возникает вопрос, почему не доверить все это волнительное действие точным машинам с лазером и электронным управлением. Дело в том, что высокая температура лазера может негативно повлиять на состав резиновой смеси.

Надрезы могут делаться не по всей длине шины, а лишь на отдельном ее участке. Конечно, исполнители не сидят на корточках, выпиливая изгибы на болванке – колесо закреплено на специальном стенде, а у мастеров широкий арсенал средств. Наблюдать за тем, как ваяют покрышку, можно бесконечно.

Дальше наступает время стендовых испытаний.

Выглядит все это весьма необычно – логика подсказывает, что автомобиль с новыми шинами должен мотаться по треку, стирая колесо в пыль, но в действительности шина может вообще не крутиться. В камерах моделируются условия, позволяющие выявить шумность на той или другой скорости, сцепные свойства, износостойкости и другие эксплуатационные параметры. Например, как будет чувствовать себя покрышка на скорости в 350 км/ч.

Интерес у инженеров отнюдь не праздный – порядка 60% суперкаров оснащаются шинами Pirelli, а некоторые из этих бестий преспокойно выжимают столь высокие скорости. В общей сложности колесо можно протестировать по огромному количеству параметров и прийти к определенному конструкторскому компромиссу.

Здесь же выпускают колеса для самых быстрых машин – партии маленькие, процесс небыстрый. Представители жалуются на длительность производственной цепочки из-за чего даже пришлось объединять несколько этапов в один. Конечно, объемы выпуска несопоставимы с конвейерными масштабами, скажем, бразильской фабрики, но здесь подобная задача не стоит. Тут выполняются особые поручения, например, выпуск спецсерии Color Edition, отличающейся цветным названием модели шины и полосками на боковинах.

© Руслан Буслов / Авторамблер

© Руслан Буслов / Авторамблер

Тег: