Два эколога от Toyota: водородный Mirai и гибридный Prius
В США покупателям подобных машин выдают денежные субсидии – от трех до семи тысяч долларов. Быть экологически дружелюбным престижно, выгодно и удобно? А как же удовольствие от вождения? Пытаемся ответить на эти вопросы, тестируя две экомодели Toyota - гибрид Prius четвертого поколения и седан Mirai на топливных элементах.
И он похудел
- ПЛЕВАТЬ хотел на эти гибриды при нынешних бросовых ценах на горючку! Буду пока ездить на своем “Линкольне”!
Пропитанные искренним цинизмом фразы водителя небольшой семейной транспортной компании, встречавшего меня в аэропорту Лос-Анджелеса несколько месяцев назад, вспомнились тут, на полигоне в окрестностях Токио. В тот момент, когда в моей ладони оказался ключ от гибридного Prius. Очередного, четвертого уже поколения. Смотрел на японских инженеров и маркетологов с застывшими на их лицах дежурными улыбками, размышляя о том, как они собираются продавать свое новое творение. Например, вот тому парню из самого экологически дружелюбного американского штата, что так обожает свой древний Lincoln Town Car с расходом около 20 литров на сотню. Ведь если удастся убедить таких, как он, новый гибрид станет бестселлером и в эпоху дешевой нефти.
Да, теперь Prius еще экономичнее, чем прежде. Заявленный средний расход топлива всего два с половиной литра на сотню. Даже если реальный вырастет до четырех, все равно отличный результат. Но парню из Калифорнии, пока бензин дешевый, совсем не хочется грузить свою голову заботами об экологии и экономии, ему еще и комфорт подавай. А в прошлых «Приусах» и за рулем было тесновато, а сзади высокому пассажиру и вовсе было делать нечего.
Стал ли автомобиль, построенный на модульной платформе TNGA, комфортнее? Если ваш рост выше среднего, то положительные изменения чувствуются сразу, как только садишься за руль или на второй ряд. Первое впечатление: и в плечах свободнее, и места над головой больше, и ноги поджимать не приходится. Похоже, эффект увеличения пространства достигнут не только за счет увеличенных габаритов кузова и уменьшенным размерам основных узлов и агрегатов, но и благодаря установленным ниже, чем прежде, креслам.
Машина теперь вполне подойдет и для такси. Именно таксисты, использующие автомобили круглосуточно, больше остальных участников движения загрязняют воздух. А Prius четвертого поколения и деньги сэкономит, и выбросы вредные поможет резко сократить. Да и пассажирам на комфорт уже грех жаловаться.
Сегодня мне разрешили проехать лишь пару кругов по треку. Все как и прежде – бесшумный старт и плавное ускорение на электротяге. Затем подключается бензиновый мотор. Только рассчитывать на резвый разгон не приходится. Хоть Prius и похудел прилично - на сотню килограммов, снижение веса не повлияло на динамику. Ведь инженеры компании сохранили баланс, сократив мощность силовой установки со 136 до 122 лошадок.
«Следуйте за мной, - предупреждает по рации инструктор, возглавляющей кортеж из нескольких гибридов. – И не вздумайте менять траекторию!» Делаю вид, что не понял далеко не идеальный английский японского надсмотрщика. У меня своя траектория! Резкие движения рулем в крутых поворотах. Подобные выкрутасы на прежнем «Приусе» грозили потерей контроля над машиной. Но сейчас себе можно позволить больше – реакция на провокации абсолютно спокойная, лишь легкие скольжения и минимальные крены. Дело тут, кстати, не только в заметно увеличенной жесткости кузова благодаря новым прочным сортам стали и лазерной сварке. В задней подвеске вместо балки теперь многорычажка. Систему рулевого управления тоже перенастроили, сделав отзывчивее.
Расход топлива в более-менее активном стиле движения, конечно же, далек от заявленного – больше пяти литров. Попробовать проплестись круг по треку, уложившись в рекордно-низкий норматив?
– Вылезайте! Пора менять автомобиль!
Похоже, японцы прочитали мои мысли. Что ж, осталось дождаться длительного теста, чтобы проверить, насколько же Prius зеленый...
Давайте без грязи!
Водородный седан Mirai – следующее блюдо моей экодегустации. Автомобиль с нулевым выхлопом (из трубы в заднем бампере выходит водяной пар) хоть и запустили в серию, но он все равно выглядит каким-то пришельцем из будущего. И внешность футуристичная, и внутри дизайнерам позволили порезвиться: передняя панель выполнена в совсем уж авангардистском ключе. Почти вызывающее сочетание хайтека с минимализмом.
Но вот с эргономикой не все в порядке - удобно устроиться на водительском месте никак не получается. Кресло установлено чересчур высоко, да и регулировки руля меньше, чем в обычных машинах. Так в чем же дело? С этим вопросом обращаюсь к инженерам. Нервно улыбаясь, они указывают жестом под кресло – именно там спрятали блок с топливными ячейками. Вот и получился постамент для сиденья. Но разве нельзя было в таком случае переделать рулевую колонку? Мой вопрос ставит собеседников в тупик. Оказывается, в целях экономии взяли стандартный узел от «Приуса»… Зато на втором ряду не так тесно – как в обычном седане среднего класса.
В движении Mirai воспринимается как классический электрокар. Хотя он по сути им и является. Ведь при химической реакции водород в топливных ячейках взаимодействует с кислородом. В итоге образуется водяной пар и вырабатывается электричество, поступающее затем к 154-сильному электромотору. Спросите: а зачем тогда водород? Ответов в пользу газа несколько. Главный – быстрая заправка, которая не занимает больше пяти минут. Только водородных АЗС пока немного даже в самых экологически озабоченных странах. Например, в Японии сейчас их всего 80. Остается верить обещаниям: лет через пять такие заправки станут вполне привычными и в стране восходящего солнца, и в Калифорнии.
У меня все та же программа - два круга по треку. Пробую быстро ускоряться как с места, так на ходу. Всегда получаешь ровное и плавное ускорение. Режим Power сильно не меняет характер Mirai: совсем злым водородный автомобиль становиться не желает. Разгон до сотни – чуть менее десяти секунд.
Зато шумоизоляция, кстати, неплохая. И в какие-то моменты здесь, на полигоне, возникает иллюзия изоляции от внешнего мира: словно не ты передвигаешься в пространстве, а пространство крутится вокруг. Но это полигон… На обычных дорогах такой тишины в салоне, конечно, уже не будет.
Кстати, про деньги. За Mirai дилеры просят $60.000. Втрое больше, чем за аналогичный по размеру автомобиль с обычным бензиновым двигателем. Тут даже субсидия в размере семи тысяч долларов не способна пробудить желание купить подобное чудо техники. Тут нужно мыслить, опережая время. Или очень сильно любить природу?
Текст: Дмитрий Баринов,
Фото автора и Toyota.
Токио-Москва.
Краткая техническая характеристика
Toyota Prius
Габаритные размеры, см 454,0х176,0х147,0
Колесная база, см 270,0`
Снаряженная масса, кг 1.280
Мощность силовой установки 122 л.с.
Тип привода передний
Средний расход топлива, л 2,5
Краткая техническая характеристика
Toyota Mirai
Габаритные размеры, см 489,0х181,5х153,5
Колесная база, см 278,0
Снаряженная масса, кг 1.850
Мощность электромотора 154 л.с.
Крутящий момент 335 Нм
Тип привода передний
Максимальная скорость, км/ч 170
Разгон 0-100 км/ч, с 9,6
Запас хода, км 550