Что заставило ГИБДД карать за незаконный тюнинг
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» вступил в силу шесть лет назад, в 2010 году. Техрегламент Таможенного союза действует с 1 января 2015 года. Оба эти документа запрещают эксплуатацию незаконно переоборудованных транспортных средств. Почему же нападки на владельцев и водителей автомобилей с нештатным оборудованием начались только теперь?
Форумы и социальные сети получили новую тему для обсуждения: участившиеся на дорогах случаи проверок сотрудниками ГИБДД тюнингованных транспортных средств. После задержания на водителей и их машины, в случае если изменения не были согласованы, составляется протокол об административном нарушении (часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ), что грозит штрафом 500 рублей, либо просто предупреждением. Это лучший вариант развития событий. Инспектор ГИБДД имеет право потребовать вернуть транспортное средство в первоначальный вид. Если водитель заартачится, то, согласно статье 19.3 КоАП, за невыполнение требований полицейского его могут арестовать. Ещё один вариант – прекращение регистрации автомобиля, к которому в этом году ГИБДД прибегла уже более 600 раз.
Странно то, что более пристальное внимание ГИБДД (об облавах и спецрейдах речи не идёт) к незаконно переоборудованным автомобилям проявилось только теперь. Виной ли тому новый технический регламент и постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 (ред. от 21.01.2016 г.) «О Правилах дорожного движения» и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», либо катализатором послужил приказ МВД №1123 от 22 декабря 2014 года? Приказов и новых редакций много, и во всём этом стоит разобраться.
Читайте также
С постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 всё более-менее понятно – оно редактируется по несколько раз в год (новая редакция внесена 30 июня этого года). Январская редакция примечательна тем, что она усложнила процедуру внесения изменений в конструкцию транспортных средств, которая и до того лёгкостью не отличалась. Теперь же добавились:
-
возможность отказа Технадзора в регистрации машин с внесенными изменениями без объяснений причин, даже при наличии одобрения из НАМИ;
-
двукратное обращение в НАМИ и Технадзор – до и после внесения изменений;
-
собственно, необходимость демонстрировать ТС до и после изменений, что затратно по времени;
-
немалая стоимость оформления изменений (при самостоятельном оформлении на это уходит около 11 600 рублей, из которых 9 000 – в НАМИ (запомним этот факт));
-
установка чего бы то ни было исключительно в сертифицированных техцентрах.
В данный момент за упрощение процедуры внесения изменений в конструкцию транспортных средств собираются подписи в интернете.
Приказ МВД №1123 от 22 декабря 2014 года «О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России» отменяет целый ряд прежних приказов МВД:
-
приказ МВД России от 7 декабря 2000 г. N 1240;
-
приказ МВД России от 19 марта 2004 г. N 187;
-
пункт 4 приказа МВД России от 19 февраля 2007 г. N 167 .
-
сноску «3» к абзацу 6 пункта 82 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185;
-
подпункт 51.2 Перечня изменений, которые вносятся в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 (приложение к приказу МВД России от 13 августа 2012 г. N 780).
Главное здесь – отмена приказа №1240. Он был лоялен к сертификаторам и позволял заниматься сертификацией даже индивидуальным предпринимателям. Это провоцировало узкую специализацию: кто-то ставил и оформлял «музыку», кто-то – обвесы и лебёдки и так далее.
По статистике «Комерсанта» за последние 10 лет свои машины переоборудовали около 1 млн россиян. И это только те «переделки», которые можно подсчитать, ведь многие тюнингуют автомобили своими силами. Несложно догадаться, насколько обширен этот рынок. Нынешние действия, а точнее переход от слов к действиям, буквально убивает этот бизнес. Владельцы тюнинг-центров и поставщики оборудования говорят о 50-процентном спаде продаж. То есть в 2014 году приказом МВД №1123 были отсечено подавляющее большинство сертификаторов, а в начале этого года процедура сертификации была предельно усложнена редакцией постановления Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090. В результате на рынке останутся только крупные организации, которые могут провести техэкспертизу любого узла и агрегата автомобиля, такие, как НАМИ, получающие по 9 тысяч с каждой переделки каждого автомобиля. Процедуру регистрации изменений в ТС, может быть, благодаря сбору подписей, упростят, но рынок к тому времени (а именно количество игроков на нём) существенно сократиться. Никто из опрошенных нами экспертов не хочет делать официальных заявлений, что вполне понятно, но в неформальной беседе однозначно указывают на передел рынка: рубя с плеча, убить любую инициативу (запретить всё и вся), и затем отпустить вожжи (например, разрешив не предъявлять ТС до и после переоборудования), возродив спрос, который перекинется на оставшихся игроков.
Читайте также
Под угрозой оказались развитие инженерного искусства в стране и технических видов спорта, а также производство автокомпонентов и малый бизнес. Чтобы этого избежать, необходимо изменить процедуру внесения изменений в конструкцию ТС, упростив ее и исключив лишние действия, отменить необходимость внесения изменений, если устанавливаемое оборудование имеет лицензию/сертификат от производителя и уже одобрено к использованию, а также разделить на категории вносимые изменения, выделив в особую группу оборудование, установку которого оформлять не нужно.
А пока рынок медленно умирает в угоду, как можно предположить, чьим-то будущим доходам.
Автор: Александр Хлынов
_Фото: rm-tuning.ru _
Нравится Авторамблер? Подпишитесь на нас во ВКонтакте и Facebook.