Запчасти: откуда цены растут
Первый отправной пункт достаточно очевиден – это принадлежность детали к группе «оригинальные запчасти» (Original Equipment – OE) или «неоригинальные запчасти» (Aftermarket).
Здесь, если рассматривать запчасти для иномарок в среднем ОЕ дороже «неоригинала» в 2-2,5 раза.
Однако, если взять запчасти для отечественных ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, то ситуация будет несколько иной – здесь возможно как и практически полное равенство в цене, так и обратный вариант – «неоригинал» может быть вдвое дороже оригинала. Простейший пример тому: элементы ЭСУД (датчики, провода, предохранители) и резинотехнические ремкомплекты марки «Бош» оказываются дороже оригинальных производства отечественных заводов.
Так мы приходим ко второму пункту – «фирма-производитель запчасти», который для «неоригинала» является достаточно весомым фактором, определяющим цену. Например, детали от известных немецких производителей, того же «Бош», (например, резинотехника, электрика) будут стоить примерно в полтора-два раза дороже аналогичных итальянских, а те, в свою очередь, оказываются еще в два раза дороже тех же деталей производства Юго-Восточной Азии и КНР.
Вопрос качества сейчас разбирать не будем – он одновременно и простой и сложный. Ведь в некоторых случаях за суперкачеством при ремонте можно не гнаться и сэкономить, а в других, наоборот – нужно искать как можно более качественные детали. Но это будет тема отдельной большой статьи. А пока вернемся к ценам.
Еще один момент, влияющий на то, сколько мы потратим денег – это место, куда мы пришли купить запчасти. В основном, это касается «оригинала», который можно прибрести как на станциях официальных дилеров, так и в сторонних магазинах. Здесь цены от дилеров, будут (как несложно догадаться) выше – от 15% до 30%, в зависимости от конкретной детали. С «неоригиналом» этот вопрос менее очевиден и для покупателя остается «в тени». Дело в том, как работает сам магазин запчастей, какую накидывает маржу и сколько в цепочке доставки конкретно взятой детали оказывается посредников.
Тут мы подходим к заключительному этапу нашего небольшого исследования – «доставка запчастей». Сейчас, большинство ходовых позиций для популярных моделей, как правило, всегда есть в наличии, но очень часто автозапчасти приходится покупать и под заказ. И здесь царствует два принципа – «число посредников» и «время и деньги».
Запчасти для иномарок в город Санкт-Петербург доставляют либо из страны – производителя автомобиля, либо с оптовых складов Финляндии и Москвы. Здесь наименьшую стоимость имеют запчасти, привезенные из страны-производителя, в случае поставки из Финляндии и Москвы цена на деталь будет увеличена на 20-30%. Причиной тому является наличие посредника, в лице этого самого финского или московского оптового склада, который накидывает свою маржу. Однако, при этом сроки доставки запчастей из Москвы и Финляндии самые короткие – деталь могут привезти за 2 – 5 дней.
В свою очередь, из Европы запчасти едут от 7 до 14 дней, а из Японии, Кореи и США – от 14 до 30 дней.
Особняком стоит быстрая доставка самолетом, наиболее часто практикуемая для деталей из США. Ценообразование здесь следующее: стоимость самой запчасти плюс порядка $10 за 1 килограмм ее веса.
Важную роль играет и само наличие деталей на оптовом складе, с которым работает магазин, где происходит заказ запчастей, а также число таких складов-партнеров у магазина. Если он взаимодействует только с одним складом-поставщиком, то и разместит заказ у него, а тот, в свою очередь, разыщет деталь по другим оптовикам и, накинув собственную маржу, привезет к себе на склад, откуда запчасть и отправится в магазин к заказчику. Если же компания сотрудничает с разными поставщиками, то деталь приедет напрямую, и, при прочих равных условиях («оригинал-неоригинал», производитель, маржа магазина и пр.), для покупателя обойдется дешевле.
И вместо постскриптума. Сейчас стремительно набирают популярность интернет-магазины запчастей. В теории цены на запчасти здесь должны оказываться ниже, чем в обычных магазинах (что и обещают прайсы на запчасти), поскольку покупатель тут как бы действует напрямую, без посредника в виде магазина. Но не все так гладко и просто, без «подводных» камней в интернете, как водится, не обошлось. Но об этом – в одном из следующих обзоров.
Scriptio: Михаил Щелоков.