Статьи

Закись азота: мифы и реальность

Только в кино вы увидите, как машина чуть ли не на куски разваливается во время применения закиси. Или на гонках тоже?

На автосалоне во Франкфурте компания MINI покажет концепт гоночного спорткара на основе обычного «Купера». Правда, он почти весь карбоновый. Компания пока держит в секрете мощность этого трекового болида, но очевидно, что она окажется больше, чем у стандартного John Cooper Works. Потому что главной фишкой интерьера машины стал баллон с закисью азота.

Казалось бы, с чего британской фирме, стремящейся задавать тренды, вспоминать про этот пережиток прошлой моды? Ведь закись азота опасна и может убить мотор. Или нет? Попробуем разобраться в том, что же такое на самом деле закись азота, насколько она эффективна, правда ли это всего лишь дань моде и есть ли смысл устанавливать баллон с закисью штатно.

Стереотипы относительно закиси азота по большей части имеют киношное происхождение. Только в кино вы увидите, как машина чуть ли не на куски разваливается во время применения закиси. На самом деле, большая часть из того, что думает про этот газ большинство — всего лишь миф.

Закись азота применяется в медицине еще с XIX века в качестве наркоза. Британский ученый (а какой же еще?) по имени Хамфри Дэйви открыл удивительное свойство этого газа вызывать кратковременное состояние, похожее на опьянение и эйфорию и приступы смеха. Поэтому он и был назван веселящим газом.

Но это лирика. Физика и химия начинаются чуть позже — в 1912 году. Именно тогда закись азота впервые была применена для — да-да — тюнинга. Наверняка ее использовали для этого и раньше, но именно в 1912 зарегистрировано массовое применение газа для форсирования двигателей... самолетов.

На Кубке Шнейдера — авиашоу на скорость полета — конструкторы стали монтировать на авиационные двигатели баллоны с газом. Еще более массово и, можно сказать, серийно закись азота стали использовать на самолетах немецкие авиаконструкторы во времена Второй Мировой войны.

Одномоторники Фокке-Вульф 190 за свою надежность и универсальность — их применяли для самых разных целей — прослыли настоящими рабочими лошадками Люфтваффе. На них тогда применялись 14-цилиндровые двигатели BMW, которые имели некий прообраз того, что сегодня мы называем бортовым компьютером. Так вот этот бортовик управлял форсированием мотора как раз с помощью веселящего газа.

Правда, в авиации закись азота долго не продержалась — реактивные самолеты быстро отодвинули ее на задворки истории. Пришли 1970-е и тюнеры вспомнили о газе вновь. Но это были уже автомобилисты. Первые самопальные образцы действительно не отличались надежностью, откуда, вероятно, и набрал популярность миф о взрывоопасности такого метода форсирования мотора.

В конце 1970-х годов системы форсирования двигателей впервые стали предлагать компании в качестве тюнинг-пакетов. Первой стала фирма Nitrous Oxide Systems — все понятно из названия. А спустя несколько лет рынок был полон подобными системами самой разной степени мощности и сложности.

Так как же она работает? Как веселящий газ превращается в мощность? Всего науке известно 10 соединений азота и кислорода. Нас же интересует тот, что обозначается N2O. Все дело в температуре его разложения, которая составляет 300 градусов по Цельсию. В процессе высвобождается кислород, который, как мы помним из школьного курса химии, является окислителем и умеет поддерживать процесс горения.

via GIPHY

Итак, как это работает? Сначала газ поступает во впускной коллектор, где перемешивается с топливовоздушной смесью, а полученная новая смесь попадает в цилиндры. Именно в процессе сжатия и воспламенения из закиси азота высвобождается кислород, который повышает интенсивность горения топлива.

В самой закиси азота кислорода содержится в 1,6 раза больше, чем в воздухе. А высвобождающийся азот работает в роли антидетонатора, удерживающего процесс горения под контролем.

Отметим, что закись азота в самом баллоне находится в жидком виде. Выходя из баллона жидкость резко расширяется, начиная кипеть и резко охлаждаться. Поскольку температуры кипения и плавления оксида азота примерно равны — минус 88 и минус 90 градусов соответственно — сразу после кипения газ затвердевает в виде кристаллов снега.

Разумеется, этот процесс не проходит бесследно — газ таким образом снижает температуру всей системы. Больше остальных этому рады турбированные моторы. Снижение температуры смеси позволяет увеличить ее поток в коллекторе, а значит увеличить и мощность.

Но есть и важный нюанс. Каждый двигатель штатно настроен на определенное соотношение топлива и воздуха в смеси. Когда вы вводите новую переменную в виде закиси азота, мотор заработает по-другому. В нашем случае мотор получает большее количество окислителя, то есть ему необходимо добавить и топлива, чтобы смесь не была слишком бедна горючим. Это приводит к перегреву и детонации, которая, к слову, и правда не очень полезна.

Тем не менее, сам веселящий газ не взрывоопасен — опасность представляет лишь кислород, который высвобождается при нагревании.