Юбилей "Победы": легенде советского автопрома - 65
Эту машину уже не найдешь даже в закоулках московских дворов – в виде ржавой развалины. ГАЗ М20 – раритет, объект приложения усилий реставраторов, любителей ретро-автомобилей. Легендарная "Победа" празднует юбилей. 28 июня 1946 года начался серийный выпуск этих машин.
"Победа" стала первой во многом. Первый послевоенный автомобиль – она должна была стать массовой машиной, предназначенной уже для мирной жизни. ГАЗ М20 – первый автомобиль с полностью несущим кузовом "бескрылой" формы, независимой передней подвеской, электрическими указателями поворота, стоп-сигналами и очистителями ветрового стекла. Дальше – больше: салон "Победы" оснастили обогревателем и освещением.
Однако не сразу появились в ней все эти новшества и предметы роскоши – такие, например, как радиоприемник. После Великой Отечественной войны советский автопром был не в состоянии изготовить даже кузовные детали для М20, не то, что оснастить новые машины "печками". До 1948 года ГАЗ выпустил лишь несколько сотен автомобилей, тогда как планировалось выпускать порядка 40 тысяч в год.
Впрочем, во время войны советские специалисты получили богатый опыт общения с самой разнообразной иностранной автотехникой, преимущественно — трофейной немецкой и поступавшей по ленд-лизу американской. Поэтому есть в "Победе" что-то и от "Опеля" и от американских довоенных машин производства GM. И, тем не менее, кузов "Победы" был первым полностью спроектированным и подготовленным к массовому производству в СССР. Если говорить о конструкции и дизайне, "Победа" на несколько лет опередила многие иностранные послевоенные аналоги.
Что касается ходовых качеств, при массе 1460 кг наибольшая скорость, которую развивала "Победа", составляла 105 км/ч. Машина разгонялась с места до 100 км/ч за 46 секунд, а расход топлива при этом составлял 11 литров на 100 километров. Хорошо отзывались о "Победе" за рубежом. Ее экспортировали и в страны Восточного блока, и даже в некоторые западноевропейские государства. В Польше ее в течение 23 лет выпускали под маркой "Варшава" по лицензии. Есть данные, что и в восьмидесятых годах прошлого века выпуск "Победы" продолжался – уже в Китае. Те "Победы", которые сейчас можно еще увидеть на улицах и на пробегах ретро-автомобилей, были выпущены, по большей части, уже после 1949 года. Только к этому времени ГАЗу удалось наладить производственную цепочку и запустить конвейер. И если первые "Победы" со всеми недостатками и недоделками достались, в основном, государственным чиновникам, то вторая серия машин вышла в массы. Это и такси, и внедорожник М-72 и даже - невиданное по тем временам явление - машина для развлечений и отдыха, кабриолет 1955 года выпуска.
И хотя для многих советских граждан ГАЗ М20 оставалась несбыточной мечтой из-за высокой цены, до нее в личное пользование машины получали лишь избранные. "Победа" же свободно продавалась в автомагазинах Москвы и Санкт-Петербурга. А настоящую популярность в СССР снискала наследница ГАЗ М20 – "Волга". Хотя ее и не назовешь столь "инновационной", как ее предшественницу, именно "Волга", ГАЗ-21, стала для многих "машиной мечты" тогда, и флагманом среди ретро-автомобилей – теперь.
А летом прошлого года "Победы" показали себя на автопробеге ретро-машин "Санкт-Петербург – Киев". Один из этапов пробега возглавили президент России Дмитрий Медведев и украинский президент Виктор Янукович. Российский президент сел за руль белой "Победы" 1948 года, а его украинский коллега выбрал бежево-бордовый кабриолет. Медведев тогда отметил, что "Победы" они с украинским лидером выбрали неслучайно – именно эти машины, по его словам, символизируют совместную победу российского и украинского народов в ВОВ.
Scriptio: Екатерина Логачева.