Статьи

Вездеход «Ямал»: болотный монстр

Этот снегоболотоход, созданный советскими конструкторами совместно с канадцами, побил все рекорды проходимости и грузоподъёмности. И по сей день «Ямал» остаётся самым большим гусеничным вездеходом в мире.

Этот снегоболотоход, созданный советскими конструкторами совместно с канадцами, побил все рекорды проходимости и грузоподъёмности. И по сей день «Ямал» остаётся самым большим гусеничным вездеходом в мире.

Те, кто это видел, не верили своим глазам. В то время как человек, опираясь на слегу и по пояс погружаясь в топь, еле-еле передвигал ноги, этот исполин с 52-тонным бульдозером на платформе уверенно шёл вперёд, практически не проваливаясь в болото. Уникальные кадры архивной киноплёнки — немногое, что может пролить свет на болотоход Foremost Yamal, но мы попытались восполнить «белые пятна» в истории появления этой уникальной модели.

То, что конструкция с четырьмя гусеницами имеет большое будущее, доказали ещё канадцы. Свои «Формосты» они строили именно по такому принципу, и те успешно передвигались по канадским дебрям. Позже эту же конструкцию применили в своём НАМИ-0157БК и наши конструкторы. Ну, а дальше пошло-поехало. Рамы, опирающиеся на поворотные платформы из четырёх резинометаллических гусениц, стали, что называется, завоевывать бездорожье. Причём применялись они как в оригинальном виде, так и с вариациями. Так, в 1978 году свет увидел нечто похожее на трактор «Кировец», однако катил он по земле-матушке не на огромных колёсах, а на четырёх гусеницах.

Выпускал столь непривычное глазу транспортное средство Кропоткинский экспериментальный машиностроительный завод. Под капотом у этого то ли трактора, то ли седельного тягача стоял отечественный V-образный 12-цилиндровый дизель мощностью 300 «лошадей». Это позволяло снегоболотоходу передвигаться со скоростью 12 км/ч и брать на борт до 32 тонн груза разного назначения на твёрдом грунте и 27 тонн на заболоченной местности.

БТ361А-01 «Тюмень» мог работать и как трубовоз, и как топливозаправщик, и даже как экскаватор, потому как на его платформу без проблем монтировалось любое оборудование. А клиренс в 600 мм и незначительное удельное давление на грунт позволяли пробираться ему туда, где обычная гусеничная техника вязла по самый шноркель.

Читать далее на сайте 5koleso.ru