Статьи

Великие заимствования советского автопрома

Представляем 15 великих отечественных машин, созданных по образу и подобию западных аналогов или выпускавшихся в нашей стране по лицензии.

Автомобили, как известно, клонировали во все времена. Сегодня, например, этим активно промышляют многочисленные китайские компании. Баловался этим в советские времена и отечественный автопром. Да ещё как! Представляем 15 великих отечественных машин, созданных по образу и подобию западных аналогов или выпускавшихся в нашей стране по лицензии.

ГАЗ А (1932 год)

В 1932 году в Союзе началось производство американского фаэтона Ford-A (производился с 1927 года). Лицензионный автомобиль получил имя ГАЗ А. Все чертежи модели были закуплены у Ford Motor Company в 1929 году. Позже на основе этой модели были созданы цельнометаллический седан ГАЗ-6 и пикап ГАЗ-4. Автомобиль оснащался 3,3-литровым 40-сильным мотором. Всего было произведено 41 917 машин. Несколько автомобилей сохранилось до наших дней.

ГАЗ М-1 (1936 год)

Знаменитой «Эмке», увидевшей свет в 1937 году, уготовано было стать самым первым массовым советским седаном. И всё это благодаря заокеанскому Ford Model B. Машину скопировали с рестайлингового Fourdoor Sedan образца 1934 года. Любопытно, что всю оснастку отечественным инженерам пришлось изготавливать с нуля — в Союз привезли лишь чертежи автомобиля. О полном клонировании речи, конечно же, не идёт — шасси пришлось серьёзно переработать: у автомобиля появилась новая рама, иные рессоры, привод тормозов и рулевое управление. Колёса также заменили на свои. Всего было выпущено 62 888 ГАЗ М-1.

ГАЗ 64 (1941 год)

За основу знаменитого советского военного внедорожника ГАЗ 64 был взят американский Bantam BRC40, ставший, в свою очередь, базой для легендарного Willys MB. Неудивительно, что на создание машины потребовался всего 51 день. Чертежи были скопированы настолько тщательно, что создателям авто даже пришлось подгонять мосты от ГАЗ-61 под параметры оригинала. Позже на основе ГАЗ 64 был создан ГАЗ 67.

ГАЗ 67 (1943 год)

ГАЗ 67 получил серьёзные изменения по сравнению с предшественником, в том числе увеличенную колею. При создании машины отечественные конструкторы вдохновлялись, в первую очередь, ленд-лизовскими Willys MB (производился с 1941 года), развитие которого шло параллельно с советским ГАЗ 64. Всего за период с 1943 по 1953 год было выпущено 92 843 экземпляра.

ЗИС-110 (1945 год)

Легковой автомобиль высшего класса под названием ЗИС-110 внешне был клоном американского Paccard 180. Создатели премиальной модели помнили о любви Сталина к заморскому производителю и не стали сильно отдаляться от прообраза. Вождю не давал покоя тот факт, что на этом авто ездил президент США Франклин Делано Рузвельт. Внешность машины немного осовременили, а габариты увеличили. В основе машины лежало рамное шасси. В качестве двигателя использовалась рядная нижнеклапанная «восьмёрка». Агрегатная база — исключительно отечественная. Всего было произведено 2 089 экземпляров модели.

ГАЗ-М-20 «Победа» (1946 год)

Советская «Победа» была одним из самых передовых автомобилей в мире на момент своего выхода в 1946 году. Модель стала первым советским авто с несущим кузовом понтонного типа и обладала великолепной аэродинамикой (Сх=0,31). Пожалуй, единственным серьёзным заимствованием отечественных конструкторов в данном случае стала подвеска от Opel Kapitan. Автомобиль получился столь интересным, что был скопирован уже у нас: по мотивам «Победы» был создан английский Standard Vanguard, выпускавшийся с 1947 года. Мало того, «Победа» породила целую эпоху в автодизайне. За 12 лет производства было выпущено 241 497 ГАЗ-М-20.

«Москвич-400» (1946 год)

Первая массовая советская малолитражка — копия Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937–1940 годах в Германии предприятием Adam Opel A.G. Поскольку оригинальная техническая документация не сохранилась, советским инженерам пришлось воссоздать модель на основе имеющихся автомобилей. Позже был налажен выпуск усовершенствованного Москвиич-401. Модель пользовалась неплохим спросом: за 10 лет было выпущено 216 006 седанов и 17 742 кабриолетов.

ГАЗ М-12 ЗИМ (1949 год)

Первый представительский автомобиль Горьковского автозавода создавался для советской элиты, поэтому за основу модели изначально предлагалось взять зарубежный автомобиль. ЗИМ не стал точной копией какой-то конкретной модели, однако сходство с американским Buick Super (1940–1958 гг.) не отметить просто невозможно.

ГАЗ-21 «Волга» (1956 год)

Сверхпопулярная «Волга» образца 1956 года своими обводами почти полностью повторяет американский Ford Mainline (1952–1956 гг.). Незначительные стилистические отличия можно заметить разве что в оформлении передка советского авто. Заморский аналог не только копировался внешне, но и применялся для оценки ходовых качеств на сравнительных испытаниях. Что касается начинки «Волги», она почти полностью была оригинальной.

ГАЗ-13 (1959 год)

Даже представительская «Чайка» — по сути клон аналогичных по классу «американцев». Присмотритесь, к примеру, к Ford 59. А вот ещё несколько аналогичных по облику моделей: Packard Patrician (1955), Lincoln Capri (1955), Mercury (1955). В салоне советского лимузина также есть заимствования стилистики продукции фирмы Packard и других именитых брендов.

ЗАЗ-965 «Запорожец» (1960 год)

Отечественный автомобильчик особо малого класса создан по образу и подобию итальянского Fiat 600. Крайне удачный «европеец» был творчески переработан и адаптирован к советским реалиям. Силовая структура перекочевала на «Запорожец» почти без изменений. Стёкла дверей из раздвижных стали более удобными опускными с поворотными «форточками». Шасси машины также сильно переработали и усилили.

ЗАЗ-966 (1966 год)

В следующем поколении народного «Запорожца», прозванного «ушастым», отчётливо просматриваются черты немецкого NSU Prinz 4 образца 1961 года. Впрочем, технически автомобили совершенно разные: «Запорожец» получил иное конструктивное и технологическое оформление. Не обошлось и без влияния на инженеров американского Chevrolet Corvair.

ЗИЛ-114 (1967 год)

А вот ещё один мелкосерийный советский лимузин, в котором отчётливо просматривается... появившийся несколькими годами ранее Lincoln Continental (1964). Советский ЗИЛ-114 интересен своими техническими решениями. В частности, на модели применялся гидроусилитель рулевого управления и автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Впрочем, на зарубежных аналогах всё это было и раньше.

ГАЗ 24 «Волга» (1967 год)

Знаменитая «Волга», поставленная на конвейер в 1967 году, не была точной копией какой-то конкретной зарубежной модели. При этом в её обводах угадываются линии, к примеру, Ford Falcon образца 1962 года. Перед нами своеобразный микс, вобравший все характерные черты дизайна своего времени.

ВАЗ 2101 (1970 год)

Ну а историю «копеечки» знают все. Эта отечественная малолитражка — модернизированная копия итальянского Fiat 124, переработанная советскими инженерами: задние дисковые тормоза заменили на барабанные, подвеску и трансмиссию усилили, внесли коррективы во многие другие узлы и агрегаты. Всего насчитывалось порядка 800 нововведений по сравнению с прототипом. Дальнейшая линейка «классики» — лишь вариации на тему Fiat 124.

Машина для мелкого бизнеса за 250 тысяч: подбираем недорогой универсал.