Статьи

В салонах российских автомобилей появится "тревожная" кнопка

В недалеком будущем в салонах автомобилей могут появиться "тревожные" кнопки. С их помощью местонахождение любой машины, попавшей в беду, можно будет определить с точностью до трех метров. Конструкторы обещают встроить навигатор в автомобили АвтоВАЗа.

В недалеком будущем в салонах автомобилей могут появиться "тревожные" кнопки. С их помощью местонахождение любой машины, попавшей в беду, можно будет определить с точностью до трех метров. Конструкторы обещают встроить навигатор в автомобили АвтоВАЗа. Тему проложит корреспондент "Вести ФМ" Олеся Грачева.

Отечественные автомобили смогут самостоятельно оповещать экстренные службы о ДТП. Но для этого борт должен быть оборудован спутниковой системой "Эра-ГЛОНАСС" - датчики зафиксируют аварию, говорит генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич.
"Это будет телеметрический модуль, который будет выдавать информацию, где находится автомобиль. К нему будут присоединены ряд датчиков - от срабатывания подушек безопасности, опрокидывания автомобиля, возгорания. Плюс там будет "тревожная" кнопка и двусторонняя связь. Диспетчер сможет связаться и выяснить, нажата ли кнопка, например, ребенком, или прослушать, что в салоне происходит", - рассказывает Урличич.

В случае срабатывания датчика или "тревожной" кнопки, система передаст сигнал в региональный центр МЧС через сотовых операторов. При этом такая услуга должна будет предоставляться бесплатно. Для того чтобы исключить ложные вызовы, оператор выйдет на связь с водителем. Если тот не ответит на вызов, работник МЧС расценит это как последствия серьезной аварии и отправит на место ДТП спасателей.

Однако в эффективности этого механизма сомневается главный редактор журнала "Автомир" Антон Максимов.
"Система работает только в Москве и в Московском регионе – и то не на всей его площади. Кому выезжать? Непонятно, какая экстренная служба будет выезжать? А если машина в чистом поле подала сигнал SOS и водитель не отвечает на запросы, службе спасения, получается, туда надо будет отправлять вертолет. Это стоит денег. Вряд ли это заработает по всей России", - считает Максимов.

Тем не менее, конструкторы ГЛОНАСС уже договорились об установке своих навигаторов на машины АвтоВАЗа. Уже в августе покажут первые такие автомобили, говорит Юрий Урличич.
"Этот навигатор встроен в "торпеду". Он будет занимать центральное место - прямо за рулем - и будет хорошо виден водителю. Это прогрессивное решение, которое принял главный конструктор АвтоВАЗа Шмелев. Автомобили в августе появятся на выставке. Это будут Lada Priora и Lada Kalina", - поясняет Урличич.

На сколько машины с навигатором будут дороже обычных, конструктор не уточнил. Но отдельно отечественный автонавигатор, по некоторым данным, обойдется примерно в 15 тысяч рублей. При этом навигатор с GPS сегодня можно купить меньше, чем за 10 тысяч рублей.

Однако ГЛОНАСС пасует перед GPS не только в цене, уверен редактор газеты "Автоизвестия" Олег Осипов.
"Мы ездили в Крым, установили специально два навигатора: один работал по системе ГЛОНАСС, другой - GPS. Так вот ГЛОНАСС вообще не подавал признаков жизни уже из Москвы и никогда не находил местоположение на карте. Система работает из рук вон плохо. Может, плохие карты были, других нет - ну, что тут поделаешь? Но, скорее всего, система такая - спутников мало", - рассказывает Осипов.

Группировка спутников ГЛОНАСС будет полностью развернута до конца текущего года, заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Сейчас на орбите - 23 аппарата. В августе и ноябре планируется запустить ещё по 3. Что бы не говорили критики, такая система России необходима, потому что зависимость в таких вопросах от иностранных спутников - угроза безопасности страны в целом. Но голоса скептиков не умолкнут, пока систему не доведут до совершенства, а на это нужно время, считают эксперты.